Как уменьшают дробление кукурузы на элеваторах

Как уменьшают дробление кукурузы на элеваторах
Джерело фото: Elevatorist.com

Повреждение зерен кукурузы во время их транспортировки по элеватору и засыпания в емкости для хранения — это фактор, с которым элеватористам приходится мириться. От чего зависит травмирование зерна, какими способами уменьшают бой кукурузы на зернохранилищах и что предлагают производители элеваторного оборудования для решения проблемы, Elevatorist.com узнавал от практиков.

Кукурузные бои

Из всех зерновых культур кукуруза легче всего травмируется. Зерна этой культуры получают механические повреждения еще на полях при сборе урожая, и продолжают травмироваться на зернохранилищах. Передвижение кукурузы транспортерами, нориями — только один из факторов. Отдельную роль в повреждении и снижении качества зерна играет загрузка в емкости для хранения. Как правило, первые десятки, а, в некоторых случаях, и сотни тонн зерна, которые первыми попадают в пустые металлические и бетонные емкости, дробятся. Соответственно, количество зерновой примеси превышает базисные показатели.

Элеватористы рассказали о трех составляющих, которые влияют на бой зерна кукурузы:

  • технические нюансы транспортного оборудования и высота емкостей для хранения,
  • влажность кукурузы, которую закладывают в пустую емкость,
  • особенности сорта.

Кукурузные зерна подвержены дроблению больше всех остальных зерновых культур

Транспортеры для зерна: какой лучше?

От выгрузки партии в завальную яму и до окончательной ее погрузки в вагоны зерно на элеваторе «накручивает» сотни метров по конвейерам и нориям. Считается, что более щадящим для зерна являются ленточные конвейера. Но на современных элеваторных комплексах, в основном, применяются цепные, так как они более удобны по конструктиву, рассказал технический директор компании «Ханзе Агри Украина» Роман Лукашенко. В отличие от ленточных, на цепных транспортерах можно организовать выгрузку в любом нужном месте. Для этого достаточно установить промежуточную выгрузную задвижку.

«К примеру, чтобы загрузить 4 силоса, надо ставить 4 ленточных конвейера, и через какую-то систему клапанов пускать зерно. То есть цепной транспортер нужен всего один, в ленточных — 4. Но вообще по характеристикам ленточный конвейер — более щадящий вариант, потому что не травмирует зерно, так как это делает цепной конвейер», — объяснил Роман Лукашенко.

На элеваторе компании «Волынь-зерно-продукт» в городе Луцк используют цепные скребковые и ленточные транспортеры. Как рассказал заведующий производственным комплексом Петр Войтович, особых преимуществ для сохранности зерна ленточные транспортеры не показывают. Более важна общая длина транспортных элементов и продуманный конструктив.

«Если транспортер нормально загружен, зерно не травмируется. На повреждения влияет длина транспортеров и падение зерна. Куда и как кукуруза падает, ударяется ли о твердую поверхность, какие по высоте самотеки?» — рассказал Петр Войтович.

После подработки зерно засыпают в емкости для хранения. Чем больше высота падения в пустой силос, тем сильнее кукуруза будет биться, говорят практики. Одинаково дробится зерно и в металлических, и в бетонных силосах. В этом плане преимущество есть лишь у складов напольного хранения. 

Технологии для снижения боя зерна в силосах

Иностранные производители элеваторного оборудования предлагают несколько вариантов для снижения боя зерна при падении в силос, рассказал Роман Лукашенко. Одно из решений — установка специальных конструкций, которые снижают скорость и смещают направление падения зерна от центра силоса в стороны. Зерно «стекает» по специальным лоточкам к боковым стенкам и не так травмируется. Такой конструктив предлагают турецкие компании. «Они активно рекламируют, но почему-то их никто не берет», — комментирует эксперт.

Как рассказал Роман Лукашенко, похожую технологию разработали американские производители: по центру загрузочного люка силоса устанавливают огромную металлическую конструкцию с окошками и направляющими лопатками. Зерно плавно продвигается по конструкции и высыпается в силос. Среди минусов эксперт отметил, что в такой емкости зерно может слеживаться, и само сооружение в центре силоса помешает работе шнека для выгрузки.

«Еще одну конструкцию предлагали поляки: это такая кассета, которая вставляется после задвижки под конвейером и входит в силос, и в ней закреплена полиэтиленовая «чулок» метров 7 длиной. Зерно попадает в нее, замедляется и травмируется по минимуму. Такой конструктив предлагали одной из украинских компаний, но те отказались. Во-первых, такой полиэтилен одноразовый, — когда зерно движется, «чулок» вытирается, и после первой загрузки силоса его нужно менять. Во-вторых, кассета недешевая и тяжелая, — если элеватор делает 4-5 оборотов на одном силосе, то за сезон нужно поменять 5 кассет», — рассказал Роман Лукашенко.

Технические решения есть, но их эффективность не доказана. Поэтому такие приспособления не пользуются популярностью, считает и начальник отдела строительства инфраструктурных объектов «Украинский Аграрный Холдинг» Ярослав Штыка.

Степень дробления зависит от самой кукурузы и от ее подработки

Эксперты отметили, что очень много зависит от качества кукурузы. Есть сорта, которые выдерживают и сушку с высокими температурами, и засыпание в силосы, и транспортировку. А есть гибриды, которые дробятся при каждом удобном случае, даже без падения в силосы.

«Когда кукуруза вызревшая, налитая, стекловидная и оптимально досушенная, то ее еще попробуй подробить… А если кукуруза хуже в плане технологических свойств, то, независимо от того, какая там будет система засыпания в силос — с боковым засыпанием или через рассекатель, — она все равно побьется, как ни старайся», — говорит Ярослав Штыка.

Пересушенное зерно повреждается легче всего

Но то, что зависит непосредственно от элеватористов — это грамотная подработка кукурузы. Нельзя пересушивать эту культуру, так как снижение влажности увеличивает склонность к дроблению. А чтобы снизить бой при загрузке в силос, первое зерно, которое отправляется в пустую емкость, не доводят до базиса по влажности на 0,5-1%. Культура досушивается уже в силосе с помощью вентиляции.

«Стараемся, чтобы первые тонны кукурузы были максимально допустимой влажности, где-то до 15%, насколько позволяет лаборатория. Если на дно падает не пересушенное зерно, риск травмирования немного снижается», — рассказал Петр Войтович.

Также на Луцком элеваторе компании «Волынь-зерно-продукт» рассказали, что в нынешнем сезоне дробление кукурузы действительно было проблемой. Отчасти из-за того, что трудно сформировать однородную партию и равномерно ее высушить, если кукуруза поступает с разных хозяйств и отличается по сортам и влажности.

«Мы смотрели по другим элеваторам нашей компании: если заходит однородное зерно с одинаковой входящей влажностью, — там лучше качество кукурузы. А если принимают от многих клиентов, то сформировать полностью однородную партию сложно. Во время сушки кукуруза с меньшей влажностью пересушивается, повышается риск ее травмирования и повреждений», — объяснил руководитель элеватора «Волынь-зерно-продукт» в Луцке.

Более детально почитать о правилах и нюансах сушения этой культуры можно в первой части спецпроекта «ProСушка: Как сушить кукурузу».

Самый простой способ, который используют при загрузке кукурузы в металлические силосы — оставляют «подушку» из зерна. Первая кукуруза, которая падает на бетон, дробится, но при последующих загрузках бой можно снизить, если не выгружать предыдущую партию культуры полностью.

«Если мы делаем 5-6 оборотов в силосе, то оставляем «подушку» — 100-300 тонн кукурузы. Это, наверное, самый практичный и действенный способ снизить процент боя», — рассказал Роман Лукашенко.

Зерновую «подушку» оставляют и в оперативных емкостях, отметил Петр Войтович. Конусное дно «оперативок» способствует дроблению кукурузы, и в таких емкостях тоже важно, чтобы зерно падало на зерно.

Какой-то процент кукурузы на элеваторе все равно будет повреждаться, несмотря на щадящие лайфхаки. Элеватористы воспринимают этот аспект по-философски, как неотъемлемую часть производства. Но с нынешними ценами на зерно желание сохранить каждую тонну кукурузы вполне естественно.

Елена Гайдук, Elevatorist.com