Как будут работать элеваторы в новом сезоне: по-новому или по-старому?
Джерело фото: Elevatorist.com
Лучший способ предсказать будущее — создать его
Наступил новый маркетинговый год и активный сезон в закупках агропродукции. Многие элеваторы и зерновые терминалы (ЗТ), готовясь к новому сезону, усиленно занимались технической модернизацией, наращивали мощности хранения, улучшали автоматизацию производственных, учетных и управленческих процессов.
Грамотно отработанные производственные цепочки, отлаженное оборудование, продуманные служебные инструкции и хорошо обученный персонал, знающий, что нужно делать не только в обычных, но и в не стандартных ситуациях, ведут к повышению скорости и качества обслуживания поклажедателей. А помогать в управлении всеми этими процессами должна качественная автоматизированная система управления (АСУ).
Автоматизацию работы элеватора можно разделить на два больших направления:
- Автоматизация технологических процессов по хранению, транспортировке, сушке, доработке и т.д. Например, управление технологическим оборудованием (транспортерами, нориями, сушилками и т.д.), установка и снятие показаний с различных датчиков, индикаторов и т.п. Это так называемые системы управления технологическими процессами или АСУ ТП.
- Автоматизация учета и управления элеватором. Например, учет хранимой продукции, управление внутренней и внешней логистикой транспорта, работа бухгалтерии, управление финансовыми потоками и т.д.
В этой статье хочется немного поговорить именно о втором направлении — об автоматизации учета и управления.
Самой по себе автоматизацией количественно-качественного учета зерна на элеваторе уже никого не удивишь, это уже must have («маст-хэв»). Но системы автоматизации не стоят на месте. Все больше процессов и функций автоматизируются разработчиками, появляются новые программно-технические комплексы. Подавляющее большинство элеваторов начинают внедрять у себя настоящие АСУ, уходя от «Excel-автоматизации».
Какие просматриваются тренды в развитии систем автоматизации элеваторов? Нужно ли тратить деньги на приобретение «старых» систем учета? Не станут ли эти инвестиции не эффективными через 2-3 года? Вот об этом попытаемся разобраться в статье.
В чем суть автоматизации управления?
Если коротко и понятно, без научных терминов, то можно сказать так: автоматизированная система управления должна сама, независимо от фамилии конкретного сотрудника, а только от его функциональных обязанностей:
- «вести» действия сотрудника по заданному алгоритму и логике работы элеватора по всем бизнес-процессам: приемка, подработка, хранение, отгрузка зерна и т.п.;
- ускорять, удешевлять и упрощать все процессы по обслуживанию поклажедателей, хранению и подработке продукции;
- автоматически требовать согласования в необходимых процессах с определенными должностными лицами;
- выполнять все расчеты, принятые на элеваторе;
- проверять введенные данные на правильность и логичность – так называемая «защита от дурака» и человеческого фактора;
- автоматически решать все рутинные управленческие и производственные вопросы;
- облегчать подготовку различных документов: стандартных договоров, справок, реестров и т.п.;
- знать последовательность действий при возникновении нестандартных ситуаций и подсказывать сотруднику, что ему делать или не делать в возникшей ситуации.
Система управления должна быть простой, понятной и помогать сотруднику, а не быть обузой, смысл которой только в том, чтобы потом «нарисовать шефу красивые отчеты или графики», но, в то же время, контролировать его действия.
При этом, несмотря на все более проникающую диджитализацию в нашей жизни, до сих пор существуют элеваторы, ведущие учет при помощи «Excel-автоматизации». У них все данные хранятся в excel-табличках, а вот автоматизации процессов управления нет никакого!
Excel — это не система управления! Это электронные таблицы! Они не могут управлять процессами — они могут только хранить данные и выполнять некоторые расчеты. Причем, вопросы безопасности и достоверности данных в них — это вообще отдельная тема, не выдерживающая серьезной критики.
Насколько хватит такой «Excel-автоматизации» в современном мире и все возрастающей конкуренции? Думаю, что ненадолго. О чем думают их руководители — непонятно. Или они считают, что «на наш век хватит, а там — трава не расти»?
Направления современных трендов в автоматизации элеваторов
Главные тренды в развитии и построении АСУ элеваторов в ближайшем будущем будут направлены на:
- уменьшение времени обслуживания поклажедателей;
- уменьшение хищений и влияния человеческого фактора на всех этапах деятельности, контроль и учет зерна по всей производственной цепочке — от комбайна в поле до погрузки на судно;
- удешевление себестоимости всех производственных процессов;
- помощь «в борьбе за поклажедателя» — работа не только со «своими» сельхозпроизводителями, но и борьба за «стороннего» фермера;
- переход к комплексному подходу в автоматизации элеваторов и ЗТ.
Давайте рассмотрим их немного подробнее.
Комплексный подход к автоматизации всех процессов и возможность интеграции с другими системами
Опыт автоматизации прошлых лет, когда разные разработчики ставили разные модули и «программки» для работы с отдельным оборудованием или бизнес-процессами, показывает, что этот путь заводит в тупик. По итогу получается, что деньги заплачены, вроде бы что-то автоматизировано, но работает все само по себе и не связано в единую систему. Данные из одной программки в другую переносятся руками.
Со временем разработчики отдельных модулей «пропадают», прекращают поддержку «старых программ» и элеватор оказывается в тупике. Модули между собой не совместимы, морально устаревают, в них нельзя внести никаких изменений, а по итогу как работает этот «зоопарк» никто не знает!
АСУ нужно строить с фирмами-разработчиками, которые реально и серьезно занимаются автоматизацией зернового бизнеса, а не с фирмами-однодневками или «талантливыми студентами», пусть даже это и кажется на данном этапе дешевле. Не зря народная мудрость гласит: «Скупой платит дважды». Это не значит, что одна фирма разрабатывает все модули. Вряд ли это возможно, но интегратор всего проекта должен быть один.
Предельно серьезно нужно подходить к вопросам контроля действий сотрудников («защита от дурака» и исключение человеческого фактора) на всех этапах работы, а также информационной безопасности всей АСУ в целом.
При заключении договоров на разработку обязательно обговаривать этап опытно-промышленной эксплуатации и дальнейшего сопровождения! В этой жизни все постоянно меняется, появляется новое оборудование, рождаются новые бизнес-схемы и технологические процессы. Внесение изменений в работу АСУ лучше и быстрее всего сделает тот, кто создавал саму систему и знает все нюансы ее работы.
Сюда же нужно отнести также очень важный вопрос о возможности эксплуатируемой АСУ интегрироваться с продуктами других разработчиков (базами данных, конфигурациями BAS или 1С, мобильными приложениями и т.д.).
Например, в изначально поставленном ТЗ отсутствует определенная задача. Позднее она становятся актуальной и на рынке уже есть готовые решения сторонних разработчиков. Если АСУ была разработана по «закрытым» технологиям, которые не подразумевают возможность внесения изменений, то элеватор становится заложником разработчиков своей АСУ. В то же время использование открытых продуктов, как BAS, 1С и т.п. позволяют достаточно безболезненно дополнять существующую АСУ новыми конфигурациями, приложениями и т.д.
Маркирование транспорта
Маркирование транспорта штрих-, QR-кодами, RFID метками для:
- управления их движением по территории элеватора, оптимизации внутренней логистики;
- уменьшения затрат времени операторами на ввод и проверку информации о транспорте;
- также для обезличивания транспорта для пользователей АСУ, что уменьшает мошенничество с выгрузкой/ погрузкой продукции, оценкой качества в лаборатории и т.д.
Это направление очень перспективное и оно уже внедрено на некоторых элеваторах.
Эффективность такого подхода очевидна и понятна многим руководителям. Вот только его внедрение затягивается. На многих элеваторах до сих пор используют бумажный «бегунок».
Создание безоператорных весовых, пробоотборников и т.п.
Использование современных технических средств позволяет обслуживать поклажедателя без привлечения персонала.
Автоматическое взвешивание, использование автоматизированных пробоотборников и другого оборудования увеличивает скорость обработки транспорта и исключает различные мошеннические схемы путем обезличивания проб и транспорта. Автоматическая передача данных от оборудования (интеллектуальных видеокамер, датчиков проезда, весов, лабораторных анализов и т.д.) в АСУ элеватора также происходит без участия человека.
Минимизация участия персонала при вводе данных в систему управления исключает различные случайные ошибки и преднамеренные действия — так называемый человеческий фактор. Одновременно с этим ускоряется процесс обслуживания поклажедателей.
Также необходимо создание встроенного контроля достоверности вводимой информации на всех стадиях производственного цикла.
Управление внешней логистикой
Управление внешней логистикой — минимизация очередей и времени простоя на площадках отстоя и перед воротами элеватора.
Ежегодно в высокий сезон перед элеваторами и зерновыми терминалами выстраиваются огромные очереди из зерновозов. Критически остро эта проблема стоит в припортовых городах и южных областях нашей страны. Один из эффективных методов ее решения — организация электронной очереди, чтобы приезжающие зерновозы не толпились на площадках отстоя и не простаивали зря, а приезжали непосредственно под разгрузку. Одновременно с записью в очередь можно вводить предварительную информацию о машине и грузе в ней в систему учета элеватора.
Упорядочить прибытие зерновозов и решить эту проблему пытаются только очень немногие элеваторы. Очевидно, что внедрившие этот подход получат дополнительные конкурентные преимущества для привлечения новых поклажедателей, ведь уменьшатся бесполезные простои их транспорта именно на этом элеваторе.
Механизмы «внешних пользователей»
Это пользователи АСУ – не сотрудники элеватора.
На сегодняшний день практически никто не допускает в свою АСУ посторонних. Обмен информацией с поклажедателями происходит исключительно в бумажных или внешних электронных документах.
Однако в перспективе это обязательно поменяется. В борьбе за клиента элеваторы начнут более подробно информировать его о:
- ходе приемки или отгрузки зерна на элеваторе;
- состоянии хранящегося зерна и процессах, происходящих с ним;
- ценовых предложениях по продаже продукции;
- дополнительных услугах, которые может получить поклажедатель от элеватора и т.п.
Делать это гораздо удобнее в электронной форме в виде чат-ботов, специализированных мобильных приложений, на сайтах и т.п. Вполне возможно, что поклажедателям можно будет предоставить права не только просматривать свои данные, но и предварительно вводить их.
Например, поклажедатель может сам ввести данные по своему автомобилю, отправленному на элеватор: номера ТТН, машины и прицепа, данные по грузу и водителю и т.п. Сотрудники элеватора только сверят эти данные при прибытии машины, что так же уменьшает время ее обслуживания и значительно снижает вероятность ошибки. Ведь данные вводятся в систему там, где порождаются и проверяются первый раз тем, кто их вводит, и второй раз — уже сотрудником элеватора.
Самому же поклажедателю будет доступна информация о ходе процессов при приемке и хранении зерна. Т.е. фермер или зернотрейдер, отправивший машину на элеватор, может видеть все шаги сдачи зерна. Вот его машина заехала в ворота, взвесилась, сдала пробы — при этом информация о классности зерна и его характеристиках поклажедатель может увидеть в чат-ботах или в специализированном приложении на смартфоне самостоятельно, без дополнительного запроса на элеватор. Так же дистанционно он может и согласовать вопросы в случае несоответствия заявленного и реального качества и веса.
И некоторые компании уже внедряют подобные технологии в жизнь, получая тем самым сильное конкурентное преимущество — ведь поклажедатель чувствует более человеческое отношение к себе.
Использование электронных ТТН
В перспективе использование электронных ТТН для работы с любыми перевозчиками и видами транспорта станет обязательным. Они уже внедрены при ж/д перевозках и рано или поздно заработают и для автомобильного транспорта. Как раз те компании, которые умеют работать с Е-ТТН для ж/д транспорта гораздо проще сумеют автоматизировать такие же процессы и с автомобильными перевозками.
В этом случае АСУ элеватора «должно уметь» с ними работать заранее, а не когда это станет уже обязательным.
Мобильные рабочие места сотрудников
Как показала жизнь, не все сотрудники элеваторов и особенно зерновых терминалов могут работать за компьютером в офисе. Их рабочее место находится на территории или вообще вне ее. Но они должны вводить или пользоваться информацией из АСУ.
Решение в таких ситуациях находится в разработке мобильных приложений.
Например, при ситуации, когда вагонные весы территориально расположены слишком удаленно или не могут выдавать данные непосредственно в АСУ. Решение такой практической ситуации описано в статье «Автоматизация работы удаленного весового комплекса Зернового терминала Ника-Тера с помощью мобильного приложения». Так же и другие процессы, связанные с погрузкой вагонов с зерном или приемкой вагонов от УЗ, контролем их передвижения и прибытия в портовый зерновой терминал.
Вторым ярким примером является контроль выгрузки автотранспорта в порту на судно. Работа тальмана не привязана к стационарному рабочему месту, а задача оперативной регистрации времени и места выгрузки актуальна и обязательна. Контроль за движением транспорта от склада к судну может выполняться специальным мобильным приложением.
Возможность руководству элеваторов и ЗТ оперативно получать в любое время всю необходимую и достоверную информацию, находясь не только перед компьютером в офисе, но и на своем смартфоне.
Онлайн согласования и утверждения спорных вопросов
Возможность согласования и утверждения спорных вопросов в онлайн режиме в специализированных чатах АСУ, чат-ботах, мобильных приложениях резко повышает:
- мобильность сотрудников — они никак не привязаны к офису;
- оперативность принятия решений — вопрос можно согласовать, даже если руководителя нет в офисе в это время;
- документирует сам процесс обсуждения рабочих вопросов и принятия решения.
Особенно ярко эта особенность проявилась в период карантина, когда руководящие сотрудники, в том числе и директора, находились на карантине, но постоянно были в курсе всех рабочих вопросов и согласований.
Конечно, всегда можно просто позвонить по спорному вопросу и получить или дать указание, но любой руководитель знает два простых правила управления:
- «все, что может быть понято неправильно, будет понято неправильно»;
- «звонок к делу не пришьешь».
А когда обсуждение вопроса и принятое решение задокументировано в системе — никакие отговорки типа «я не так Вас понял» уже не проходят.
Отдельно хочется сказать и об опыте работы в карантине и на удаленке
Конечно, элеваторы работали и в «карантинных» условиях — останавливать их, как кафешки, никто не собирался, да и практически это невозможно сделать. Но люди болели, не могли ходить на работу из-за потенциальной опасности заразиться самим и заразить других, хотя исполнять свои обязанности могли.
С другой стороны, как раз грамотно построенные системы учета и управления, имеющие возможность работать в «облаке» с удаленными или мобильными рабочими местами показали, что и в этих условиях можно эффективно трудиться. Тут только нужно очень четко понимать, что работать «на телефоне» и работать в АСУ на удаленном или мобильном рабочем месте это «как говорят в Одессе: две большие разницы».
При работе на удаленном рабочем месте сотрудник информационно находится «в системе» и может получить всю необходимую информацию для принятия решения. Там же он принимает и передает другим сотрудникам управляющие решения. А не трезвонит постоянно по телефону, общаясь с кем-то одним и поставив в очередь на ожидание всех остальных, тормозя, тем самым производственный процесс.
Опять же, многие элеваторы входят как отдельные предприятия в более крупные холдинги. Руководство и специалисты холдинга практически всегда территориально находятся не на территории элеватора, а в крупных городах. Для работы с ними однозначно нужны либо выносные рабочие места, либо мобильные приложения, позволяющие быстро передавать необходимую им информацию, отчеты, согласовывать производственные вопросы и т.д.
Зерновой терминал как транспортный хаб
Современный зерновой терминал и крупный элеватор — это не просто место хранения. Это настоящий зерновой транспортный хаб. Поэтому его АСУ должна уметь работать со всеми видами транспорта и методами перевозки зерна:
- автомобильным транспортом;
- контейнерными перевозками;
- железнодорожным транспортом;
- водными путями: морскими и речными.
В большинстве работающих сейчас на элеваторах АСУ хорошо отработана работа с автомобильным и железнодорожным транспортом. Хуже обстоят дела с контейнерными перевозками. Есть некоторые разработчики, которые сумели хорошо автоматизировать работу с «Укрзализницей» на всех этапах: погрузка, перевозка и контроль дислокации вагонов, выгрузка, подготовка всех необходимых документов для УЗ.
Для портовых зерновых терминалов будет очень важна цифровизация всех процессов и документооборота, связанного с приемкой, обработкой и погрузкой зерновых на суда. Их АСУ должна обеспечить обмен информацией как со своими контрагентами (зернотрейдерами, экспортерами, УЗ и т.п.) так и с различными портовыми агентами и службами, обеспечив правильную подготовку документов и быструю погрузку судов с минимальным простоем автомобильного и железнодорожного транспорта. Как пример можно привести решение проблемы с подачей хопперов прямо к подходу судна для прямой перегрузки зерна.
Как итог, можно сказать следующее
Мы обсудили некоторые наиболее явно видимые тренды в развитии АСУ элеваторов и зерновых терминалов в ближайшей перспективе.
Не все представленные на рынке продукты по автоматизации элеваторов и зерновых терминалов имеют описанные выше функции и возможности.
Думаю, что на сегодняшний день нет идеальных АСУ — процесс их развития «практически вечен и бесконечен». Но при создании такой системы на своем элеваторе директор и другие ответственные лица должны четко понимать и представлять «куда мы идем и что хотим получить в итоге».
Александр Тодуров, эксперт по автоматизации элеваторов