Кукуруза-2020: полет в зоне турбулентности
В этом сезоне достаточно стабильная кукуруза показала всем участникам рынка, что такое настоящее ценовое ралли. С августа ожидание рекордного урожая сменилось на отчаяние и аграриев, и трейдеров. Прогнозы аналитиков начали снижение, а цены на кукурузу начали свой рост. Спред между ценами форвардов и поставкой достиг $50-70, а по некоторым контрактам и все $100. Начались дефолты.
Рынок кукурузы в Украине
По данным «Украинской зерновой ассоциации», до 2010 года урожай кукурузы в Украине не превышал 10 млн тонн. После 2010 года площади под этой культурой начали стабильно расширять, что сразу сказалось на показателе общей урожайности зерна в стране. В 2020 году площади под кукурузой в Украине выросли до 5,5 млн га.
«Экстраполируя эволюцию этого развития, мы представили себе, что же будет в ближайшем будущем, если мы не будем менять технологии, если мы не будем ничего дополнительно инвестировать? И у нас получилось, что к 2026 году мы сможем выращивать урожай зерна на уровне 118 млн тонн, и делать экспорт на уровне 82 млн тонн», — поделился на онлайн-конференции «Corn-2020: deal of default?!», которую провело ИА «АПК-Информ», результатами моделирования президент «УЗА» Николай Горбачев.
Сейчас в Украине, по данным Минэкономики, сбор кукурузы по состоянию на 16 ноября 22,7 млн тонн кукурузы с 4,5 млн га (82% к прогнозу) при средней урожайности 50,5 ц/га. Этот урожай гораздо ниже ожидаемого, однако же он должен стать третьим по величине за всю историю страны.
По подсчетам директора Grain Star International Андрея Друзяки, в Украине ожидается валовой сбор кукурузы на уровне 28,2 млн тонн. Если опираться на данные USDA, то такой урожай станет четвертым по объему за последние 10 лет.
При достаточно стабильном внутреннем потреблении страна получит возможный экспорт на уровне 22 млн тонн.
Переработка и производство кормов
В этом году Ассоциации «Свиноводы Украины» и «Союз птицеводов Украины» забили тревогу и в начале ноября обратились к Премьер-министру Украины с просьбой ограничить экспорт кукурузы. Какие причины?
Ежегодно потребление кукурузы для переработки на корм в Украине растет. Но на фоне растущей урожайности и увеличения земельных площадей под этой культурой, раньше выдерживался баланс экспорта и внутреннего потребления.
В этом году ситуация с урожайностью в отдельных регионах аграриев не радует. Проблемы с урожайностью, плюс внешний фактор — растущий спрос со стороны Китая привели к скачку цен на культуру.
«Цены в этом сезоне очень высокие. Элеваторы нашей группы принимают практически по тем же ценам кукурузу, что и порты. Такая же ситуация и у кормопереработчиков. В Днепропетровской области есть два больших перерабатывающих завода, которые работают с кукурузой. Они принимают зерно тоже по портовым ценам, кроме того предлагают много льготных условий. Та же ситуация и с комбикормовыми заводами, цены там сейчас в диапазоне 7500-7600 грн за тонну на поставке», — рассказал операционный директор G.R. Agro Артем Ремпен.
По его словам, в конце концов вся эта ситуация ударит по животноводам и птицеводам. К зиме они могут столкнуться с дефицитом сырья.
«Если мы будем экспортировать зерно в таком темпе хотя бы 2 месяца подряд — ноябрь, декабрь, и экспортный показатель будет на уровне 3 миллионов тонн, то в январе уже переработка и животноводство столкнётся с дефицитом. Ведь параллельно будут возникать новые экспортные контракты, и соответственно мы будем иметь ещё больший рост экспорта. А с учётом того, что у нас фуражной пшеницы осталось не очень много, пшеница ещё на рынке есть, но она уже практически вся продовольственная, соответственно, корма будут по максимуму изготавливать на основе кукурузы»,— говорит Артем Ремпен.
Конкурентоспособность украинской кукурузы
Что касается конкурентоспособности украинской кукурузы, то в этом сезоне из-за роста цен она рискует сдать свои позиции.
«Спред между ценами на украинскую кукурузу, аргентинскую, французскую, существенно сократился. На текущий момент цены на украинскую зерновую превышают цены французской, что является для Украины критичным, потому что ЕС 2 года кряду являлся импортером №1 украинской кукурузы. В текущем сезоне объемы импорта Евросоюза обещают быть достаточно высокими, но нас может подвести цена— хотя она и начала с конца октября потихоньку снижаться, но не такими темпами, какими она до этого росла. Надо как-то работать в данном направлении, нужно повышать свое конкурентное преимущество», — считает руководитель отдела локальных рынков ИА «АПК-Информ» Анна Танская.
По ее мнению, политика сдерживания продаж аграриями, хотя и обоснованная, — довольно тревожный знак для Украины на международной арене. И грозит нам потерями внешних рынков.
Такого же мнения придерживаются и представители элеваторного рынка Украины. Артем Ремпен считает, что регулирование экспорта может нанести удар по имиджу страны.
«Регулирование экспорта — это не выход из положения. Это срыв обязательств по всем фронтам, срыв свободного рынка, срыв экспортных договоренностей. У нашей страны есть значительные обязательства перед Евросоюзом в плане свободы рынка. И нельзя сейчас от них отмахнуться и напринимать ограничительных законопроектов. А если в новом сезоне урожай будет хорошим, то что мы тогда будем делать?» — говорит Артем Ремпен.
По его мнению, рынок самостоятельно способен урегулировать любую ситуацию, без вмешательства извне.
«Все большие сырьевые страны-сельхозпроизводители, как Украина, время от времени проходят через подобные испытания — везде бывают ураганы, засухи и прочие погодные катаклизмы. И каждый раз рынок в этих странах самостоятельно справляется со всеми трудностями. Вот и нам возвращать советские методы в рыночные реалии вовсе ни к чему, мы только потеряем репутацию надежных поставщиков и отдадим часть наших внешних рынков конкурентам», — считает Артем Ремпен.
Дефолты — почему кукуруза оказалась крайней?
Украинские аграрии в последние годы довольно охотно пользовались таким рыночным инструментом, как форвардный контракт. Форвард позволял производителям застраховать себя от сезонного падения цен, выступал гарантийным обязательством в банках и давал возможность профинансировать часть посевных работ. Но в этом году все пошло не так — климатические изменения в Украине поставили многие форвардные контракты под угрозу срыва. Да что там поставили, просто сорвали.
В южных и юго-восточных регионах Украины аграрии уже почти перестали выращивать кукурузу из-за погодных условий, или же растят ее под поливом. Но в этом году «солнечный удар» у кукурузы случился и в относительно благоприятных центральных и северных частях страны. Некоторым аграриям даже пришлось запахать кукурузные поля — убирать было просто нечего. И цепная реакция тут же покатилась по всей стране — начались дефолты форвардов.
По словам Андрея Друзяки, кукуруза всегда была надеждой сельхозпроизводителя. Хороший в последние 10 лет валовой сбор, хорошие рентабельность и цены позволяли аграриям за счет кукурузы покрыть убытки или недополученную прибыль от других, более ранних культур.
«Мы знаем — с пшеницей в этом году были проблемы, она выгорела в определенных регионах Украины, и ячмень немного тоже. И опять же, под кукурузу всегда освобождали зернохранилища, хранили ее до весны — весной, как правило, был большой или небольшой всплеск цены. Это позволяло получить дополнительную прибыль. А в этом году все дефолты, которые были по пшенице или другим культурам, переложились на кукурузу — договоры сторон о возмещении с урожая этой зерновой не сработали. И поэтому самая поздняя культура и оказалась крайней», — объяснил Андрей Друзяка.
Эксперт отметил, что рынок форвардов он очень хорошо помнит — дефолты были и раньше, просто не в таких ужасающих масштабах. Например, в 2013 году, когда цена на кукурузу поднялась, дефолтились не только форвардные, но и спотовые контракты.
«Если говорить о возможной защите от таких ситуаций в будущем, то думаю, что это будет достаточно индивидуально: страхование, хеджирование, аграрные расписки, какие-то залоги, механизм блокчейна…Возможно, если земля перейдет в собственность, то и она станет залоговым инструментом. Выход же из сегодняшней ситуации? Думаю, что выполнять форварды нужно. Но в некоторых хозяйствах сегодня реально нет физической возможности, они находятся на грани банкротства», — сказал Андрей Друзяка.
Эксперты считают, что рынок кукурузы в этом году в Украине изрядно «посерел», некоторые недобросовестные производители занижают данные об урожайности.
«Урожайность кукурузы практически не растет в последние несколько недель, хотя уже начали косить и Север, скошено больше 60%. Если поначалу урожайность составляла там 4,5-4,7 тонны с 1га, то к этому времени она должна была увеличиться хотя бы до 5,5- 6. Но этого не произошло. Скорее всего, сельхозпроизводители понижают свою официальную урожайность. Доводилось общаться в полях с комбайнерами, трактористами, они рассказали, что в Чернигове с полей идет 8-9 тонн с 1га. Но когда смотришь на официальную отчетность, которую показывают в конторе этого сельхозпредприятия, то урожайность кукурузы не превышает 5 тонн с 1 га», — рассказал Николай Горбачев.
Он считает, что таким образом некоторые недобросовестные производители надеются получить или же частичную компенсацию от государства, или же ожидают, что трейдеры пойдут на то, чтобы разрешить не выполнять часть ставших убыточными для аграриев контрактов.
Unforgiven II — вошауты и реструктуризация
Расчет на «прощение» от трейдеров — достаточно наивный подход. Ведь сами трейдеры давным-давно продали свои форварды, и продали именно по указанной в контракте цене. А это означает, что сейчас они несут многомиллионные убытки, покупая недопоставленные объемы с разницей в $50-70 на тонне. Плюс еще и убытки за простои судов в порту. И трейдеры, конечно же, будут обращаться в суды и отсуживать у законтрактованных поставщиков все, что только можно.
Николай Горбачев говорит, что трейдеры и кредиторы рассматривают каждый кейс отдельно, и если действительно у сельхозпроизводителя возникли какие-то сложности, то никто его не обанкротит, потому как тогда теряется возможность вернуть профинансированные средства.
«Руководители всех крупных компаний, с которыми я общался, идут навстречу тем аграриям, кто действительно пострадал. Но если предприятие манипулирует цифрами… Например, если в Черниговском регионе, когда все вокруг косили по 9 тонн с га, кто-то показывает урожайность по 4 тонны, — он откровенно обманывает. Поэтому таким компаниям не будет никакой реструктуризации, никакой фиксации, никаких вошаутов», — объяснил глава УЗА.
По его словам, вошаут — это наиболее часто встречающаяся практика по «реанимации» контракта. Вошаут подразумевает под собой следующее — если компания-поставщик не может исполнить свои обязательства, то компания-покупатель имеет право купить недостающие объемы по текущей цене. А поставщик обязан эту разницу в цене покупателю компенсировать в полной мере.
«Вошаут — это полное покрытие ценовой разницы, и компании часто на это идут. А вот поставлять или не поставлять продукцию — это уже зависит от логистических планов, которые были составлены компанией», — прокомментировал Николай Горбачев.
Что касается возможной реструктуризации долга поставщика перед покупателем, то и она является всего лишь механизмом отсрочки, а не прощения. Трейдеры также будут отдельно разговаривать с каждым поставщиком, и не у всех аграриев, к сожалению, найдутся возможности по реструктуризации.
Что же дальше?
Нужно отметить, что в прошлом году Украина вышла на 2 место в мире по общему экспорту зерновых в денежном объеме. На первом — США с выручкой в $19 млрд, Украина заработала $9,6 млрд, на третьем месте, совсем рядом, разместилась Аргентина с цифрой в $9,3 млрд.
Аналитики ИА «АПК-Информ» отмечают, что в Украине максимальные темпы экспортных отгрузок кукурузы приходятся на первую половину сезона. Сейчас объем октябрьского экспорта, по данным Госстата, составил 1 млн 843 тыс. тонн, это второй по величине результат отгрузок в этом месяце за последние 10 лет.
«Не смотря на то, что сейчас очень активно обсуждается вопрос дефолтов — у кого-то уже эти дефолты состоялись, какие-то дефолты на текущий момент можно считать потенциально возможными — динамика поставок за октябрь-ноябрь демонстрирует, что экспорт кукурузы идет. По нашим данным, на внешние рынки поставлено порядка 1,8 млн тонн зерновой. Этот показатель превышает среднемесячный объем за последние 9 лет», — рассказала Анна Танская.
Она отметила, что в скором времени на рынок выйдут ключевые конкуренты, и торговать с таким уровнем цен Украине станет сложнее. Тем более, что в Бразилии ожидается рекордный урожай кукурузы, в Аргентине урожай тоже обещает быть неплохим.
«Поэтому конкуренция обещает быть высокой, и в текущих условиях нужно найти какие-то способы выхода из этой ситуации. И строить политику торговли Украины на ближайшую перспективу, пока у нас еще есть шанс хорошо продаться, по хорошей цене», — подытожила Анна Танская.
Майя Муха, Elevatorist.com