Рафаэль Гороян: Последствия от экономического кризиса будут намного страшнее, чем от коронавируса
Сегодня в Украине остановлены предприятия, многие перешли на работу онлайн, прекращены железнодорожные пассажирские перевозки. Все это проходит в рамках борьбы с коронавирусом. Но эти крайние меры могут очень больно ударить по украинской экономике.
Надо понимать, что мы входим в финансовый кризис, и он будет намного страшнее кризиса 2008 года, потому что сегодня, помимо пандемии коронавируса, есть еще ряд «отягощающих» факторов — это прекращение производства в Китае, остановка рынков сбыта, сырьевой конфликт России и Саудовской Аравии. Все это одновременно сделает экономическую ситуацию в Украине очень сложной.
Поэтому сегодня нельзя допустить остановки стратегически важных объектов, которые заводят валюту в страну, генерируют ВВП Украины. Нельзя останавливать сразу всю мощную систему, которая движет нашу экономику. Богатые государства могут себе позволить остановиться на несколько месяцев и оставить своих людей дома.
Если пошатнется бизнес в Америке, Швейцарии, Англии, Германии, то государство с помощью дотаций окажет поддержку. Если пошатнется бизнес в Украине, никто его спасать не будет. Уже сегодня мы видим такую ситуацию — не государство помогает предпринимателям, а Президент обращается к бизнесу, чтобы он спасал государство.
Что может произойти, если бизнес остановится? Остановится торговля. Станет все производство и финучреждения, прекратится кредитование. Начнут банкротиться серьезные компании, в основном крупные. Будет хаос, деградация населения, голод и повышенная преступность. На восстановление нормальной жизни нам понадобятся годы.
Уже сейчас мы видим стремительное падение гривны. За две недели инфляция стремительно приближается к 20%. И с полной уверенностью можно сказать, что в стране будет технический дефолт. Поэтому в данной ситуации надо наоборот больше работать. Да, конечно, нужно спасать людей. Нужно закрывать общественные заведения, следить за санитарными нормами, но ни в коем случае нельзя останавливать движение между городами, ни одна страна в мире не остановила метро. То, что люди не выходят на работу, это не означает, что они будут сидеть по домам — так вирус не остановить.
Я на 100% согласен, что нужны максимальные меры предосторожности — чистые руки, применение антисептиков, обеспечение больниц экспресс-тестами. Мы должны понимать, кто болеет, и кого нужно изолировать. Именно на это нужно сегодня делать акцент в первую очередь. Сегодня ни в одном городе нет тестов на коронавирус в достаточном количестве.
Поэтому сейчас не должно быть никакого «праздничного» настроения в связи с карантином. Уходить на каникулы и заниматься медитацией не время. Иначе мы увидим последствия этого уже через пару недель, а уж через год точно. Надо трудиться. Надо восстановить транспортное сообщение. Ни в коем случае не закрывать грузовые таможенные пункты и не отменять соединение между областями. Ведь если фермеры не смогут привезти зерно в порт, они не получат живые деньги. А это значит, они не смогут сеять, и тогда мы останемся на следующий год без хлеба и без валюты.
Последствия от экономического кризиса станут намного страшнее. От бедности и преступности может умереть гораздо больше людей, чем от коронавируса. Надеюсь, что эта глобально страшная, грустная история не случится в нашей стране.
Руководитель группы компаний «Прометей» Рафаэль Гороян