Итоги января 2020: жесткий старт для мировой экономики
2020 год стартовал очень бурно. Январь оказался перенасыщенным событиями мирового масштаба. И в большей части — событиями негативными. Австралийские пожары, обострение отношений США-Иран, турецкое землетрясение, наводнение в Индонезии. После мир узнал о вспышке эпидемии атипичной пневмонии в Китае, вызванной новым коронавирусом. А в Африке в январе началось еще и дикое нашествие саранчи.
Поэтому наш итоговый выпуск мы решили целиком и полностью посвятить событиям, которые непременно отразятся на жизни каждой страны мира. И все эти события, так или иначе, связаны с Америкой и Китаем.
Часть первая, паркетная
Начнем того, что 15 января 2020 года президент США Дональд Трамп и вице-премьер Госсовета Китая Лю Хэ подписали документы первой фазы торговой сделки между странами. По этим договоренностям Китай в течение двух лет должен купить у США сельскохозяйственную продукцию и другие товары на $200 млрд. А США отменили запланированное повышение пошлин на ряд китайских товаров. Но Вашингтон не стал снимать уже введенные 25% пошлины, оставив их в качестве козырей для подписания второй фазы торгового соглашения. Кроме того, накануне сделки Минфин США исключил КНР из списков стран, манипулирующих валютой. Также обе страны подтвердили обязательства не обесценивать свою валюту для получения конкурентного преимущества.
«Соглашение на 86 страниц заключено после почти двух лет напряженных переговоров и жестокой торговой войны между двумя крупнейшими экономиками мира, которая сильно ударила по производителям сои в США. Американские налогоплательщики потратили около 28 миллиардов долларов на помощь фермерам, включая платежи торговым группам и покупки в продовольственных банках», — сообщило после сделки агентство CNN.
По мнению издания, такая пауза в торговой войне накануне выборов дает возможность Трампу сделать конкретные предложения фермерам, которые являются важной частью электората на Среднем Западе США.
Глава КНР Си Цзиньпин лично на подписании сделки не присутствовал, и его подписи на документах нет, но письмо-обращение господина Си к делегациям зачитал Лю Хе. В этом письме Си Цзиньпин сказал Трампу, что соглашение является знаком того, что две страны могут разрешить разногласия путем диалога. Также он отметил, что сделка была выгодной для Китая, США и всего мира.
Правда, часть экономистов засомневалась, что условия сделки будут выполнены. Ведь официальный Пекин заявил, что при закупках намерен учитывать динамику спроса и предложения, что, согласитесь, оставляет за китайской стороной некоторую вольницу.
Часть вторая, коронавирусно-конспирологическая
Положения торговой сделки между США и Китаем должны вступить в силу спустя 30 дней с момента подписания. Но теперь у сделки появилось гораздо больше рисков — в Китае началась эпидемия атипичной пневмонии, вызванная новым коронавирусом 2019-nCoV. Эпидемия быстро распространилась по всей КНР, по официальным данным на сегодня она унесла жизнь 362 человек. Кроме того, зарегистрирован 151 случай коронавируса в 23 странах за пределами Китая.
Эпидемия началась в китайской провинции Хубэй, в городе Ухань. Когда число умерших достигло 6, 15-миллионный город закрыли. По всему миру начала расползаться паника. А в сети появились мнения об искусственной природе коронавируса. Справедливости ради надо сказать, что публикации о лабораторных экспериментах с коронавирусом летучих мышей появились еще в ноябре 2015 года. А в самом Ухане как раз имеется вирусологическая лаборатория.
Новым вирусом уже заболело больше людей, чем во время полугодичной эпидемии вируса атипичной пневмонии SARS, которая была в 2003 году и охватила более 25 стран. Власти Китая пошли на беспрецедентные меры по сдерживанию заболевания, закрыты большие промышленные центры. Власти провинции Хубэй продлили период новогодних праздников до 13 февраля и приостановили регистрацию браков, чтобы избежать скопления людей. За порядком в изолированных городах следят солдаты НОАК. В Ухане за 10 дней построена новая больница для заболевших 2019-nCoV, еще одна — на подходе. Больница передана в распоряжение армейским медикам.
Российский китаист Николай Вавилов считает, что такие жесткие меры привели к расширению полномочий региональных властей Китая, и в стране происходит негласная борьба за власть. В 2020 году там должна будет произойти очередная ротация губернаторов, кадров в региональном и местном управлении.
«Вся страна встала, все местные власти стали одновременно и главами штабов по борьбе с распространением коронавируса, и, соответственно, остановилась ротация местных кадров, местных элит», — считает эксперт.
По его словам, правящая элита КНР очень неоднородна и имеет разные интересы во внешней политике. Есть группы, которые видят свое будущее в более тесном контакте с США и Западом.
Подобного мнения придерживается и директор Центра изучения перспектив интеграции ЕАЭС, эксперт Института международных отношений Пекинской академии общественных наук Дмитрий Беляков. Об этом он рассказал казахстанским журналистам.
«Многие эксперты отмечают, что нагнетаемая паника не соответствует реальной ситуации в Китае. Кому это может быть выгодно? Тем, кто хочет изменить ситуацию [политической строй] в КНР. И Майк Помпео, и Жак Аттали заявили, что коммунистическая партия Китая практически является угрозой для современного мира. Последний еще и добавил, что компартия Китая теряет свой авторитет и даже то, что «диктаторский режим не может претендовать на роль мировой супердержавы», — сообщил он изданию inbusiness.kz.
Насколько правы окажутся эксперты, мы узнаем в марте, когда в КНР пройдет Пленум КПК, а пока можем точно сказать, что эпидемия уже привела к замедлению экономического роста в стране. Сегодня фондовые биржи страны начали свою работу с обвала на 8%. Китай после открытия фондовых бирж поддержал свою банковскую систему путем вливания в экономику 1,2 трлн юаней (173 млрд долларов), чтобы преодолеть негативные экономические последствия вспышки нового коронавируса. Китайский юань на материковом рынке снизился на 1,2% и опустился ниже уровня в 7 юаней за доллар, завершив сессию на отметке 7,0257.
Часть третья, экономическая
На сегодняшний день Китай, фактически, оказался в изоляции. Международные авиалинии сокращают число рейсов в КНР или вовсе отменяют их, а власти многих стран запрещают въезд китайским гражданам.
Хотя Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) подобные меры не рекомендует, несмотря на то, что объявила глобальную вспышку заболевания, вызванного новым коронавирусом, чрезвычайной ситуацией в области общественного здравоохранения.
«Ограничения на передвижения могут принести больше вреда, чем пользы, затрудняя обмен информацией, поставки медицинского оборудования и медикаментов, и причиняя ущерб экономике», — сказал в пятницу глава ВОЗ.
Пекин также раскритиковал введение ограничения, и обвинил власти других стран в том, что они игнорируют рекомендации ВОЗ.
«В то время как ВОЗ рекомендует воздержаться от введения таких ограничений, США поспешно двигаются в противоположном направлении. Мы не можем назвать это жестом доброй воли», — заявили в китайском МИД.
По оценкам аналитиков Moody's Analytics, эпидемия короновируса повлияет на мировую экономику сильнее, чем финансовый кризис 2008-2009 годов. Уже сейчас из-за значительного влияния Китая на глобальную промышленность индекс цен на промышленные металлы упал на 7,1%, а 29 января он обновил минимум июня 2017 года.
«В агросекторе первыми начали падать цены на пальмовое масло, которые с 22 января потеряли 14%, что давит на весь масличный комплекс. Цены на зерновые остаются стабильными, поскольку Китай импортирует сравнительно незначительные объемы пшеницы и кукурузы. Однако снижение торговой активности давит на биржевые котировки зерновых, которые в течение последней недели постепенно снижаются», — сообщают аналитики Grain Trade.
По мнению специалистов, новая вспышка птичьего гриппа со штаммом H5N1 на ферме в городе Шаоян провинции Хунань негативно повлияет на мировые товарные рынки, которые и так остаются под давлением эпидемии коронавируса.
А вот нефть отреагировала на события в Китае более нервно. На 14:37 3 февраля 2020 года апрельские фьючерсы на Brent на лондонской бирже ICE Futures подешевели до $56,39 доллара за баррель.
Мартовские фьючерсы на WTI на электронных торгах Нью-Йоркской товарной биржи (NYMEX) к этому времени подорожали до $51,66 доллара за баррель.
В Sanford C. Bernstein & Co. считают, что без вмешательства ОПЕК нефть может упасть примерно до $50 за баррель. Однако в сети уже появилась информация о планах ОПЕК 4-5 февраля провести заседание техкомитета для анализа ситуации.
Также упали цены на драгметаллы, и только природный газ показывает небольшой рост в 1,63%.
Таким мы увидели январь 2020 года. Кажется, что и наступивший февраль будет не менее бурным, посмотрим, как все эти события отразятся на мировой экономике. Поэтому оставайтесь с нами, будем вместе следить за всеми тенденциями зерновых просторов Украины и мира.
Майя Муха, Elevatorist.com