Украинское зерно — цены, валютные качели и хеджирование рисков
На третьем заседании круглого стола «Клуба элеватористов», который Elevatorist.com проводил при поддержке агрохолдинга AgroGeneration и компании «Вариант Агро Строй», эксперты попытались разобраться — как сейчас обстоят дела на мировых зерновых рынках? Что будет в Украине с посевами и ценами на зерно? О ситуации на рынке зерна присутствующим рассказывала советник президента УЗА Елена Нероба.
Кукуруза
По мнению Елены Неробы, у этой культуры в ближайшем будущем есть все шансы немного отыграться в цене, но повышение не будет большим. На кукурузный мировой рынок влияют более всего два фактора — уровень производства в основных странах-экспортерах и спрос импортеров.
«Нужно помнить, что Украина пока что не является полноценным маркетмейкером мирового рынка зерна. Часто мы продаем по той цене, по которой у нас приобретают продукцию», — подчеркнула эксперт.
Что касается производства кукурузы у крупнейшего мирового экспортера — США, то здесь после погодных катаклизмов в кукурузном поясе страны ситуация с площадями посевов и урожайностью кукурузы все еще до конца не ясна.
Отметим, что в октябрьском отчете эксперты WASDE USDA снизили оценку производства кукурузы в США до 350,1 млн т, в отчете за сентябрь оценка составляла 350,52 млн т. Новый прогноз на 16,19 млн т меньше валового сбора зерновой в 2018/19 МГ (366,29 млн т).
В Украине же на сегодняшний день собрали более 10 млн т кукурузы с площади 1,6 млн га, или 33% к прогнозу при средней урожайности 62,4 ц /га (по оценкам производителей, в бункерном весе).
Биржевый базис по кукурузе в Чикаго сейчас находится на нулевой, а иногда и на отрицательной отметке.
«Базис — это разница между биржевой и фактической ценой, которая у вас есть на рынке. Базис имеет свойство сужаться или расширяться в течение года — когда есть спрос и нет предложения, или наоборот, продукции нет, а спрос остается — базис расширяется. Сейчас базис и должен быть нулевой — в Украине идет уборочная, под влиянием вала поставок кукурузы «с колес» цена проседает», — объяснила Елена Нероба.
Она отметила, что Чикагская биржа является ареной для двух видов игроков: производителей США и спекулянтов — фондов, которым безразлично, чем торговать. И реагирует эта биржа, в первую очередь, на ситуацию на зерновом рынке в США. На ценовую конъюнктуру биржи американские фермеры ориентируются при выборе культур под посев.
«Американские фермеры делают очень просто, когда перед ними стоит выбор между кукурузой и соей, они смотрят на Чикагскую биржу, на соотношение двух фьючерсов на конец года (ноябрь — кукуруза, декабрь — соя). И делят эти цифры одну на другую. Получается коэффициент: например соя — 800, кукуруза — 400, коэффициент — 2. Средний исторический уровень этого коэффициента — 2,6. Если меньше, то соя дешевле, кукуруза дороже, и фермеры массово идут сеять кукурузу. Сейчас коэффициент — 2,35. Это говорит о том, что американским фермерам выгоднее на данный момент сеять кукурузу», — рассказала Елена Нероба.
Нужно отметить, что на рынок кукурузы оказывает влияние еще такой фактор, как мировые цены на нефть. Корреляция спроса на кукурузу с рынком нефти велика — из этой зерновой производят биотопливо.
Соя
Америка потеряла рынок сбыта сои. По словам советника президента УЗА, причиной тому была не столько торговая война с Китаем, сколько общее сокращение потребления по всему азиатскому региону — только КНР сократила импорт на 17 млн т масличной. А нет спроса — нет и продаж, и цены, соответственно, невысоки.
«В Америке просела цена на сою не из-за торговой войны. Глобально нет рынка сбыта сои. Минус 17 млн т потребления только в Китае. Есть еще Филиппины, Вьетнам, Южная Корея, пострадавшие от АЧС. Даже в России на границе с Китаем была зарегистрирована вспышка африканской чумы. Весь регион находится под угрозой. Для американских фермеров это сигнал, что сои нужно сеять меньше, соответственно, они заменят ее на кукурузу»,— говорит Елена Нероба.
Пшеница
По мнению Елены Неробы, ситуация с ценами на пшеницу будет немного хуже, чем с ценами на кукурузу, хотя эти рынки и тесно связаны друг с другом.
«Фактор, который может поддержать пшеничные цены — это ситуация с отгрузками в Российской Федерации, у них цена немного выросла. И тот факт, что Украина продала почти весь свой урожай, Румыния вся распродана, активно продается Франция. Если мы отгрузимся быстро, то это создаст иллюзию нехватки»,— считает эксперт.
В долгосрочном прогнозе на цены пшеницы может повлиять производство в южном полушарии, но здесь нужно учесть — глобально зерновые в перепроизводстве.
Страхование рисков (хеджирование)
«Так исторически сложилось, что слово «страховка» в Украине вызывает скепсис у производителей. Просто потому, что люди не знают — что с этим делать? В США производители, независимо от площадей, имеют фьючерсы на Чикагской бирже. Во Франции — аналогичная ситуация. Европейские аграрии также пользуются страховкой в виде фьючерса на Парижской бирже. У нас рынок хеджирования не развит», — говорит Елена Нероба.
Ценовые «качели», сезонные проблемы с доставкой зерна в порты, недополученная прибыль — все эти риски можно и нужно хеджировать на товарных биржах. А пока все затраты ложатся на плечи производителей. Трейдеры в этом сезоне работают с минимальной маржой, число мелких и средних компаний сокращается.
«Присутствующие в Украине крупные компании оптимизируют свою структуру. Увеличение отгрузок — это заслуга не трейдеров и логистов, а производителей. Когда кто-то из цепочки (поле-экспорт) говорит «мы нарастили», я всегда улыбаюсь и говорю: «Давайте хвост не будет вилять собакой». Фермеры вырастили больше, в том числе благодаря улучшению технологии»,— прокомментировала Елена Нероба.
Директор ООО «Вариант Агро Строй» Алексей Грушко отметил, что в этом сезоне теряют прибыль не только трейдеры, но и достаточно крупные компании-производители, с земельным банком в 30-40 га.
«Компании закладывали в бюджет кукурузу по $180 за тонну, а продают ее по $144-150, при этом еще наблюдаем снижение курса на 9-10%. Та маржа, которая у аграриев планировалась за счет курсовой разницы — уменьшается. К сожалению, вопрос не в страховках. Формирование себестоимости первоначального продукта сельхозпроизводителей, в основном, зависит от валюты. Обслуживание техники, затраты на посев и выращивание — абсолютно все привязано к валюте. И в бюджетах аграриев доллар был заложен по 27,5. Собственники компаний даже не рассчитывают в этом году на дивиденды», — говорит Алексей Грушко.
Он также добавил, что компании стараются аккумулировать средства, готовясь к открытию рынка земли. Потому что инструментов финансирования этого рынка, кредитования с/х производителей в нашей стране пока нет даже у Нацбанка.
Елена Нероба отметила, что курсовая разница в этом году дала аграриям убытки в 180 млн грн.
«У нас торговый баланс отрицательный, нам валютные риски нужно закладывать в бюджет. Нужно использовать инструмент для минимизации валютного риска. Если вы зависимы от валюты: покупаете и продаете за валюту — должен быть инструмент, с помощью которого можно хеджировать свой валютный риск. Хедж — это та же страховка, но не в классическом понимании. Если вы оперируете в валюте, то должны выходить на валютный рынок. Хедж работает так: берете встречную позицию, и минус перекрывается плюсом», — советует эксперт.
Прогнозы производства зерна
Урожайность зерна зависит от трех факторов — посевные площади, технологии выращивания и погодные условия. Площади сева под основными культурами в Украине растут ежегодно. На погодные условия, к сожалению (или к счастью), мы пока влиять не можем. Но зато можем улучшать технологии выращивания зерна.
«Технологии зависят от двух факторов — осознания фермера и свободных ресурсов. Когда нет ни ресурсов, ни понимания, то в Херсоне собирают 2 т с га. Если мы сравним ситуацию на хваленых украинских черноземах, и урожайность в других странах — мы будем неприятно удивлены. К сожалению, наши фермеры далеко не ушли от сохи и лопаты», — говорит эксперт.
К тому же, подсчитать настоящую урожайность зерна в Украине непросто — в стране большой теневой рынок. И на этапе посевной мы имеем одни цифры, на этапе уборочной — вторые, и к закрытию 1 декабря — третьи.
«Производитель, регулируя площади и урожайность, может уводить в тень часть урожая (возможные причины — это НДС). Здесь достаточно принять следующую меру: НДС-счет сделать с возможностью выхода в овердрафт. Чтобы производитель не платил наличные средства, а уходил в минус, пока на счет не поступят деньги. К тому же, борьба с серым рынком должна начинаться не там, где он заканчивается — в портах. Нужно начинать бороться с этим явлением там, где принимают теневое зерно», — считает Елена Нероба.
По мнению эксперта, производство зерна в Украине увеличится, если не будет существенных изменений погоды. И кукуруза в этом году — яркий тому пример. Ведь прошлый год был не самым привлекательным для производителей этой культуры — весной цены на нее упали на $20. А понижательный тренд идет последние 6-7 сезонов. Но все же производство кукурузы в стране растет.
Майя Муха, Elevatorist.com