АгроЭкспедиция 4.Элеваторы. Ноябрь 2013. Выводы. Юрий Борщ
Своими размышлениями и выводами по итогам АгроЭкспедиции делится руководитель бюро конструкторских разработок KMZ Industries (Карловский машиностроительный завод) Юрий Борщ.
«Мне как производственнику было приятно отметить, что украинское элеваторное оборудование начинает серьезно конкурировать с иностранным и выигрывает в этой конкуренции.
Как пример могу привести Пирятинский элеватор Барышевской зерновой компании, который мы посетили в последний день. Заказчик мог его полностью оснастить итальянским оборудованием, но остановился только на итальянской зерносушилке BONFANTI, остальное оборудование украинское.
А вообще украинские производители успешно конкурируют с иностранными фирмами в транспортном оборудовании небольшой мощности, в силосах и частично в зерноочистке. Что касается зерноочистки, то в Украине выпускают очень не плохие зерноочистительные машины, которые догоняют импортных производителей по качеству и выигрывают в цене.
Если же говорить о проблемах, с которыми сталкиваются украинские элеваторы, то могу выделить несколько главных.
Первая и очень большая — это самотечное оборудование. Борьба с ним начинается сразу после торжественного перерезания ленточки. Почему? Потому что зачастую заказчик сразу не готов покупать нормальное самотечное оборудование. Он покупает хорошую зерносушилку, хороший силос, хорошее транспортное оборудование, а трубы, в его понимании, — это мелочи, не стоящие внимания.
В то время как самотек — это кровеносные артерии, по которым движется зерно. Естественно, там, где движется продукт, появляется трение. И это трение надо скомпенсировать, чтобы оно не протерло то, по чем движется. Есть масса способов, как это сделать кустарным способом, но все они намного дороже, чем те, которые сейчас предлагают производители.
Вот и получается, что попытки сэкономить на самотечном оборудовании могут обернуться остановкой элеватора в горячий сезон.
После самотеков вторые по проблемности — переходные клапаны и задвижки (они тоже входят в самотечное оборудование). Они часто замерзают над силосами. На них тоже никто не обращает внимание.
Особенно проблематично приходится, когда у элеватора иностранные проектанты. Элеватор строят, принимают зерно, а потом начинаются эти детские болезни, которые перерастают во взрослые, и их уже никто оптимально не лечит. То есть где-то что-то допилили, докрутили, и считается, что оно уже все работает.
Почему так происходит? Причины разные. Например, большинство поставщиков элеваторного оборудования из южных стран. У них не бывает такого снега и мороза, поэтому они не обращают внимания на особенности нашего географические пояса.
И получается в результате, что тот пар, который выходит из зерносушилки, на ней же и замерзает; что снег намерзает на транспортном оборудовании, и так далее.
На тех элеваторах, где мы были, все оборудование было южных производителей. Не было представлено каких-нибудь северных народов, которые знают, как с этим бороться.
Есть также чисто технические вопросы к комплектации. Из того, что мы видели, есть два подхода к строительству элеватора. Первый: мы знаем, что мы строим, и что для этого нужно.
BONFANTI у нас денег хватило на вот это, а потом мы еще немного заработали и еще что-то достроили, а потом у нас опять появились деньги, но нам строить уже некуда. И мы начинаем что-то фантазировать. Это не хорошо и не плохо, просто так есть и с этим приходится работать».