Аграрные вузы оторваны от реалий в вопросах хранения и сушки зерна

Хочу поднять проблему, с которой сталкиваются элеваторщики, как в нашем агрохолдинге, так и в других. Речь идет об отсутствии взаимодействия с аграрными вузами в вопросах очистки, сушки и хранении зерна. До всего, что должна нам подсказать наука, мы доходим сами опытным путем.

Приведу такой пример. Семь лет назад я начинал свою карьеру на должности механика Гадячского элеватора. Это был 2008 год, в Украине только появился первый рапс. Так получилось, что в первый мой рабочий сезон на этом элеваторе он пошел массово. Да еще и влажный. Встал вопрос, как его сушить? Технологических карт по этой культуре в Украине не было. И ни один вуз не смог их предоставить.

А что такое рапс? Это масличная культура с мелким зернышком. Оно сыпется, откуда только возможно. Возникла масса вопросов. Как его не пересушить, как поймать нужный баланс? Какие зерносушилки использовать? Какие температурные режимы?

Собралось тогда руководство элеватора. Директор — Григорий Иванович Заставский, главный инженер Виктор Николаевич Десница. Это те люди, которые всю жизнь отработали на элеваторе, они чувствуют зерно. «Пошерстили» его на руке. Решили, тут воздуха добавим, тут дадим такую температуру. В первый сезон весь административный корпус элеватора сушил рапс вместо сушильных мастеров. Причем делали все на ДСП-32. Дежурили и днями, и ночами. Но в итоге выработали схему, внутреннюю технологическую карту.

На следующий год к нам приезжали из соседних элеваторов, узнавали, как мы его сушили. А где в это время были институты? Мы к ним обращались, чтобы они дали хотя бы примерно температурные режимы. Понятно, в ответ ничего не получили.

Обращались мы с аграрными вузами не только по сушке, но и по очистке зерновых. Причем пытались взаимодействовать с представителями разных учебных заведений. Результат одинаков. При наличии в вузах многих ученых мужей с разными научными званиями, на конкретные вопросы и предложения никто из них не ответил.

Мы приходили со своими вариантами по очистке. Нам ответили: надо проводить исследования. Предоставляли им образцы, подавали идеи — все кануло в Лету.

Свое бездействие они оправдывают отсутствием оборудования. Но для того, чтобы понять, как сушится зерно, не нужно иметь зерносушилку за миллионы. Соберите себе мини-сушилочку с электрическим вентилятором. Это не так дорого будет стоить, но для того, чтобы понять принцип действия, этого было бы достаточно. Не нужны в данном случае миллионы.

Но получается, элеваторщики варятся в своих проблемах сами по себе, а вузы в это время занимаются какими-то никому не нужными исследованиями сами по себе.

Я готов, взять свои слова обратно, если на каком-либо предприятии соберутся наши доценты, кандидаты наук и покажут, что они разработали, и как это можно применить на практике. К сожалению, есть большие сомнения в том, что это реально.

Сергей Щербань, начальник технического отдела Группы «АГРОТРЕЙД»