Интересные факты о защите зерна кошками
В поиске помощников для борьбы с грызунами древний человек использовал тех животных, для которых грызуны источник пищи: мангусты, ежи, лисы, кошки. Именно кошки в своё время были приспособлены для этого лучше всего.
В V тысячелетии до нашей эры в Египте начался расцвет земледелия — египтяне научились выращивать зерновые культуры. Земледелие было основным занятием египтян, а зерно — основным богатством Древнего Египта.
Урожай египтяне засыпали в огромные башнеобразные зернохранилища, которые были сделаны из кирпича или окаменевшего ила. У зернохранилищ сверху, откуда зерно засыпали, имелись прочные заслонки, такие же прочные заслонки были снизу, откуда при надобности зерно доставали. Урожай тщательно измерялся и учитывался специальными писцами, его строго охраняли.
Но несмотря на все меры безопасности, из хорошо защищенных башен-хранилищ пропадала значительная часть зерна. Причиной тому были мышевидные мелкие грызуны, которых не могли остановить ни каменные стены, ни заслонки.
Египтяне, хранившие зерно, видели мышей, но не придавали этому значения, т.к. не считали, какой вред могут нанести эти маленькие зверушки. Одна мышь съедает примерно 3 г зерна в сутки. Но при благоприятных условиях могут размножаться круглый год, имеют ежегодно до 10-ти пометов и каждый раз приносят по 6-8 мышат. И уже в месячном возрасте мыши способны давать потомство. Теоретически приплод одной пары в течение года может исчисляться десятками миллионов особей.
Египтяне пытались сделать свои зернохранилища недоступными для грызунов, но это им плохо удавалось. Тогда они попробовали привлечь их естественного, природного врага — кошку. Считается, что именно кошки были той преградой, которая помешала мышам уничтожить главное богатство Древнего Египта. После этого, как известно, кошек в Египте даже боготворили.
В античные времена в домах мыши тоже приносили людям известный вред, но тогда держали ручных удавчиков, ласок, горностаев, истреблявших этих мелких вредителей. Однако они не столь плодовиты, как кошки, и их сложнее приручать.
По мнению греков, Аполлон имел власть над грызунами. Греки приносили в жертву Аполлону золотых мышей, надеясь, что их бог уймет прожорливых существ, но Аполлон был бессилен — амбары Эллады постоянно страдали от нашествий грызунов.
Именно греки поддерживали наиболее тесные контакты с египтянами и, естественно, заинтересовались, как с этой проблемой справляются «божественные» кошки.
Честным способом добыть у египтян охраняемую законом и людьми «священную» кошку было невозможно. Поэтому у греков появились преступные группировки, специализировавшиеся на кражах котов и кошек и их контрабандном вывозе. Но египтяне ни в чем не уступали грекам — они быстро приноровились создавать поисковые команды, которые отправлялись в Грецию и там выкрадывали кошек, чтобы привезти их обратно в Египет. Видимо, договориться было невозможно, потому что, несмотря на угрозу смертной казни, эти игры с таможней длились не одну сотню лет.
Именно греки открыли кошкам путь в Европу, и те начали ее мирное завоевание. Уже во времена Римской империи кошка перестала быть чем-то редким и сверхъестественным — достаточно сказать, что в Северо-Западную и Центральную Европу кошки попали с обозами воинственных римских легионов, а там уже пошло их скрещивание с местными дикими котами.
Вместе с легионерами кошки добрались на римских кораблях и до Британских островов. В Великобритании кошек, которые охраняли продовольственные склады, содержали на государственном довольствии. Также специальный почет был кошкам, охраняющим от мышей реликвии, содержащиеся в Британском музее.
К службам котов предлагали прибегнуть и депутаты британского парламента, которых мыши сильно отвлекали тем, что они могли возникать прямо в зале заседаний, нарушая дискуссии и мешая принятию важных решений.
На протяжении многих лет парламентарии, возмущенные наглостью мышей, предпринимали различные попытки избавиться от присутствия грызунов, но ничего не получалось до тех пор, пока лейборист Дэннис Тюрнер не принес в парламент 2-х маленьких котят своей домашней кошки.
Также около 600 кошек жили в свое время в Зимнем Дворце Санкт-Петербурга. Их поселили там еще до революции и, по некоторым, данным часть из них до сих пор осталась там исполнять свои обязанности по ловле мышей.
Каждая кошка, которая охотится на мышей, ежегодно может выручать до 10 т зерна.
В Австрии кошка, которая охраняла склады на протяжении нескольких лет, была положена пожизненная пенсионная выплата, выдававшаяся в виде мяса, молока и бульона.
В наши дни, как сообщила газета «Чайна дейли»: «В Даляни (северо-восточная китайская провинция Ляонин) объявился «командир кошек». Так называют Инь Чуньцзу, работника склада зерновой компании, его коллеги. Он славен тем, что в его «подчинении» находятся 60 кошек, которых он ежедневно натаскивает на охоту за крысами.
В течение длительного времени в компании не знали, что противопоставить постоянному нашествию грызунов, в больших количествах уничтожавших зерно, которое, между прочим, является основным рационом питания китайцев. От использования крысиного яда менеджеры компании отказались сразу же, ведь это зерно, которое входит в состав различных пищевых продуктов.
И тут явился, как говорится, «мальчик с дудочкой», правда в виде здорового китайца. Он-то и предложил оригинальный выход с кошками. Да не просто с кошками, а с тренированными животными, которых он сам же и выращивает. Ведь не каждый представитель кошачьего семейства отважится сразиться с большой зубастой крысой.
Свою «команду» Инь Чуньцзу натаскивает особым образом. Правда, каким конкретно, он не сообщает. Но, если в двух словах, то он натаскивает их специально находить грызунов, устраивать на засаду и ликвидировать.
Между тем, руководство предприятия не пожалело средств на эксперимент. Потери зерна от массового нашествия крыс намного перекрывают цену по выращиванию и натаскиванию «профессиональных» кошек-крысоловов».
На Руси домашние кошки появились достаточно поздно, примерно в XII — начале XIII века. До этого были отдельные особи, но они не делали погоды. В принципе коты пришли к нам сразу с двух сторон — от степняков, из Азии, и через давние контакты с Византией. Пушистый охотник на грызунов пришелся у нас ко двору и прижился даже при лютых снежных зимах. Кошки в Киевской и Владимиро-Суздальской Руси стали сразу же высоко цениться: по своду законов XIV века за кражу кошки устанавливался штраф в четыре раза выше, чем за кражу дойной коровы!