Ланновская МТС: компактный умный элеватор
Проект «ПроСушка» сайта Elevatorist.com дал нашей редакции возможность не только собрать рекомендации практиков по сушке зерна, но и побывать на элеваторах, которые ранее мы не посещали. И, конечно же, рассказать об этих зернохранилищах нашим читателям.
Итак, знакомьтесь, — элеватор с необычным названием «Ланновская МТС», мощностью хранения в 45 тыс. тонн. Он принадлежит «Ланновской агропромышленной группе», которая в 2018 инвестировала году около 110 млн грн в его строительство.
Зернохранилище построено на базе компании «Ланновская МТС», отсюда и необычность его названия. Элеватор возводился для собственных нужд компании, в прошлом сезоне предприятие сделало 1 оборот зернопродукции.
Перед элеватором есть накопительная бетонная площадка для автотранспорта. Да и территория самого зернохранилища также полностью забетонирована.
«Абсолютна вся территория предприятия залита бетоном, даже межсилосное пространство. Все подъезды, стоянки изначально были спроектированы и сделаны таким образом, чтобы на элеваторе было уютно и чисто. Нам есть что показать, и есть чем гордиться», — говорит директор КПДЗЗК «Ланновская МТС» Олег Стребков.
Визировка и лаборатория
Сразу же на въезде на элеватор расположен визировочно-весовой комплекс. Пробы с автотранспорта отбирают при помощи автоматического пробоотборника. Качество зерна определяют и экспресс-методом, и основным. Среднесуточный анализ делают по основному методу.
«Мы делаем как экспресс-анализы, так и основные. У нас есть очень хорошее оборудование — это «Инфратек-12-41», оно поверяется каждый год. Мы и сами делали параллельные анализы между «Инфратеком» и сушильными шкафами, погрешность в рамках допустимой — 0.5%», — говорит начальник ПТЛ «Ланновской МТС» Владислава Пацьора.
Что касается качества зерновых урожая 2020 — лаборанты говорят, что в этом году ни фузариоза, ни головни на своем зерне они не встречали. Поэтому шутят, что молодые сотрудники с этими заболеваниями знакомы только теоретически, а с практическими навыками все никак не складывается :)
После анализа качества зерна следует стандартная процедура — машину взвешивают и отправляют на разгрузку. Элеватор работает с пшеницей, ячменем, кукурузой и подсолнечником.
Приемка зерна и мощности хранения
«Ланновская МТС» принимает зерно только с автотранспорта. Подъемника на автоприеме нет, здесь работают только с самосвальными машинами. Завальная яма имеет объем чуть менее 100 м³, она оснащена мощным транспортером на 175т/час. Это дает возможность достаточно оперативно разгружать транспорт и перенаправлять зерно из ямы в хопперы или же плоскодонные силосы. В сутки элеватор может принять 2000 тонн продукции.
Зерно, которое не нуждается в дальнейшей подработке, можно сразу отправлять в емкости для хранения. На «Ланновской МТС» установлены 6 силосов от KMZ Industries, каждый из них рассчитан на 7,5 тыс. тонн зерна ( в расчете по пшенице). Именно в них, минуя сушильный комплекс, отправляются почти все ранние зерновые.
«Пшеницу мы вообще не сушим, климат района позволяет собирать урожай сухим. Иногда только 1% влажности можем снять активным вентилированием, но сушилку при этом не включаем», — объяснила начальник ПТЛ Владислава Пацьора.
В этом сезоне не сушили также и подсолнечник. По словам Владиславы, из-за жары на подсолнечных полях компании даже десикацию не проводили, сырье и так поступало на элеватор с влажностью 5-8%.
Сушильно-очистной комплекс
Зерно, которое нужно очистить и подсушить, на «Ланновской МТС» отправят в оперативные хопперы. Их на элеваторе три, по 1500 каждый, производства KMZ Industries. Но нужно сказать, что схем движения зерна в процессе подработки здесь много — технологическое решение позволяет реализовать несколько вариантов.
«В рабочей башне установлены 2 очистные машины — КБС и БСХ-200. Там же, в башне, установлены дополнительные «циклоны» аспирации. После очистки зерна на сепараторах его можно отправить по самотеку обратно в транспортер и вернуть в технологический процесс. А можно и отправить сразу на отгрузку, если это услуга по очистке или сушению. На элеваторе при таком технологическом решении все возможно — отгружать и через бункер, и через вторую линию автоотгрузки с другой стороны рабочей башни или же сразу отправить на ж/д отгрузку», — рассказывает директор.
Очистные машины в рабочей башне на разных уровнях. На самом верхнем — КБС, ниже — БСХ. Во время очистки зерно будет разделено на 4 фракции: зерноотходы, крупная фракция сора, чистое зерно и аспирационная примесь. Мелкозерные зерноотходы в дальнейшем пойдут на комбикорм коровам, полова — им же на подстилку.
«БСХ чаще используем для тонкой очистки, а КБС — для грубой. А еще КБС лучше справляется с мусором в подсолнечнике. Потому что в этом году проблема по всей Украине — подсолнечник мелкий и сорный, много невыполненного зерна, очень пересохший, а КБС в этом случае выручает очень хорошо», — поясняет руководитель.
По словам Олега Стребкова, в первой норийной башне 4 нории (KMZ Industries) обеспечивает работу очистного отделения, отгрузку, отправку на хранение, работу сушилки и рециркуляцию сушилки. Сушат зерно на Brice-Baker (KMZ Industries), ее мощность составляет 85-100 т/час при снятии 10% влаги по кукурузе. Работает агрегат на газу. Подробно о сушке зерна на предприятии мы уже писали в материале «ProСушка: как сушить кукурузу», поэтому здесь рассказывать о методах и технологиях не будем.
Отгрузка зерна
На «Ланновской МТС» есть 2 норийных башни. Как мы уже сказали выше, первая работает на оперативные емкости, сушилку, авто- и ж/д отгрузки, на емкости долговременного хранения. Вторая также обеспечивает работу авто- и ж/д отгрузки, перемещение зерна из одного силоса в другой. Кроме того, в ней есть маршрут на ж/д выгрузку с доочисткой зерна. И эти схемы движения на элеваторе хотят еще расширить.
«Мы хотим сделать так, чтобы из силосов долговременного хранения можно было бы перебрасывать зерно в оперативные емкости. Что бы потом заполнять отгрузочный бункер с двух маршрутов одновременно. Это ускорит ж/д погрузку фактически в 2 раза», — говорит Олег Стребков.
На ж/д отгрузке элеватора установлены 2 бункера, рассчитанных на 70 тонн пшеницы каждый.
Сейчас на погрузку одного вагона уходит примерно 40 минут. Вагоны грузят на весах, все проходит в автоматическом режиме.
«Вагоны становятся на весы, запускается компьютерная программа, оператор дает команду открыть электрозадвижки. Загружается нужный вес, задвижки закрываются, и вагон поехал», — прокомментировал директор.
На «Ланновской МТС» зерно отгружают и на автотранспорт. Там тоже установлен бункер на 70 тонн пшеницы. Мощность отгрузки определяет транспортер — 100 т/час.
Мы обратили внимание на то, что у бункеров ж/д отгрузки есть отвод для сброса зерна в автомобиль. Конструкция показалась нам непривычной, и мы попросили Олега Стребкова рассказать подробнее о техническом решении.
«Это сделано для облегчения очистки бункеров после отгрузки в вагоны. Не нужно загонять трактор на пути. Допустим, отгрузили мы кукурузу, а нужно следующим отгружать подсолнечник. Мы перебрасываем клапан, зерно идет на автоотгрузку, подгоняем машину, сбрасываем туда остатки и отвозим опять в яму. И начинаем грузить в вагоны новую культуру», — объяснил Олег Стребков.
Автоматизация
На «Ланновской МТС» работает всего 9 человек, в пик сезона к команде добавляются еще 2 электрика. Это потому, что элеватор полностью автоматизирован, работой предприятия управляет 1 оператор.
В пункте управления стоят мониторы, на которых видны все производственные процессы. Один из них показывает термометрию всех силосов, в том числе и оперативных. На втором — управление всеми технологическими цепочками рабочих процессов на элеваторе. Программой предусмотрены также рекомендации алгоритмов действия для оператора. И третий монитор — контроль работы зерносушилки.
«На «Ланновской МТС» есть много элементов SMART-элеватора, реализованных в АСУ ТП. Это дает возможность грамотно управлять процессами, эффективно и бережно эксплуатировать оборудование», — прокомментировал увиденное директор департамента клиентского сервиса KMZ Industries Роман Штельмах.
Вот таким интересным оказалось знакомство с «Ланновской МТС». Изначально элеватор строился для собственных нужд компании, но, как зачастую бывает, со временем только собственным зерном решили не ограничиваться.
«Элеватор строили под собственный урожай с земель компании. В дальнейших планах — расширение элеваторных мощностей, чтобы иметь возможность работать и с другими предприятиями, фермерами», — поделился планами на будущее Олег Стребков.
Майя Муха, Elevatorist.com