Андрей Рязанцев: Инфраструктура УЗ не готова к перевозке прогнозируемых 100 млн т зерновых
Зерновая логистика — одна из самых горячих тем для рынка. Эксперты прогнозируют, что в течение нескольких лет урожайность зерновых достигнет 100 млн т. Однако, железнодорожная инфраструктура, которая обслуживает зерновой экспорт, даже при нынешней урожайности не в состоянии перевезти всю продукцию в порты. Справится ли она в будущем с возросшими запросами зерновиков? На этот вопрос на «Зерновом индустриальном форуме», который состоялся в рамках выставки «Зерновые технологии», ответил директор по экономике и финансам «Укрзализныци» Андрей Рязанцев.
По его словам, за счет увеличения эффективности, «Укрзализныця» сможет нарастить перевозки на 5-10%, однако этого недостаточно, чтобы обеспечить увеличивающиеся потребности зерновиков и других участников народного хозяйства. Главная проблема — дефицит тяги. Тяговый состав сегодня изношен на 94%.
«В прошлом году мы купили 30 локомотивов General Electric. Но на сегодня источник финансирования под эту программу закончился, хотя нам нужно еще около 270 тепловозов и до 300 электровозов»,— сказал директор по экономике и финансам «Укрзализныци».
Андрей Рязанцев отметил, что новые локомотивы в 2-3 раза экономичнее, нежели старые. Они на 26% потребляют меньше горючего.
«Это минус 2,6 млрд грн на горючее, которые могут быть направлены на обновление тягового состава, — подчеркнул Андрей Рязанцев. — Сейчас стоит большой вопрос — будут ли найдены деньги для финансирования программы обновления тягового состава, или мы и дальше будем его латать, но тогда мы будем возить такое же количество зерновых, которое и возили».
Он подчеркнул, что без увеличения количества новых локомотивов невозможно добиться нового качественного результата. А на их приобретение необходимо $1,65 млрд.
«Еще какое-то время мы сможем перевозить по 3-4 млн т в месяц, но и эти показатели с каждым годом будет выполнять все тяжелее, потому что в короткой перспективе ездить не будет на чем. Решение наших проблем лежит в двух плоскостях, это займы, которые мы ищем на внешнем рынке, и второй вариант — это частный капитал, который войдет, в том числе и в частную тягу, посмотрим, насколько он даст возможность решить эти проблемы. Третий вариант — это принятие экономически обоснованного тарифа. Мы на сегодняшний день имеем недооцененный тариф. Я считаю, что сегодняшняя инфраструктурная часть, исходя из тех калькуляций, которые нами сделаны, должна быть на 3-3,5 раза больше»,— объяснил Андрей Рязанцев.
Любые индексации тарифов представитель УЗ обещает превращать в определенное количество локомотивов.
«Нам нужно понимать цель. Если мы хотим обеспечить эффективные перевозки, нам нужна тяга. Если нужна тяга, нужно определить, какое количество этой тяги необходимо, какие на это нужны деньги, и следить, чтобы, к примеру, по 5 локомотивов в месяц поставлялись»,— обозначил директор по экономике и финансам «Укрзализныци».
Он рассказал, что от смены системы тарифообразования зависит не только наличие вагонов-зерновозов или тяги. Сегодня уже намечается проблема даже с рельсами. Их начинают разбирать на лом. Есть уже примеры, когда «народные умельцы» разобрали 50 м рельс на действующем пути.
«Через 5-7 лет, если мы кардинально не изменим систему тарифообразования, у нас из 20 тыс. км останется 5 тыс. км пути. Для того чтобы это все было по-другому, наша отрасль требует очень больших вложений»,— резюмировал Андрей Рязанцев.