День 4. Жашковский элеватор Soufflet Group и фермерский элеватор ООО Диалог

День 4. Жашковский элеватор Soufflet Group и и фермерский элеватор  ООО Диалог

Четвертый день нашей «Агроэкспедиции Элеваторы 2017» оказался очень контрастным. Мы с нашими партнерами — ПАО «Креди Агриколь Банк» и KMZ Industries — посмотрели два полярно разных элеватора: бетонный СОГовый стотысячник «Жашковский элеватор» мирового трейдера Soufflet Group и фермерский крошку-элеватор ООО «Диалог».

Жашковский элеватор. Мощности хранения

«Жашковский элеватор» представлен не только бетонным СОГовым хранилищем, там имеются также склады-напольники. Их на предприятии 17, емкостью от 2 до 4 тыс. т. Общая паспортная мощность единовременного хранения составляет без малого 100 тыс. т, из них 50 тыс. т — емкость бетонного элеватора. Самый старый напольник построен еще в 1936 г., СОГовый склад — в 1968 г.

Склады

«Наш элеватор хоть и почтенного возраста, но очень надежный. Думаю, что на сегодняшний день альтернативы бетонным элеваторам в плане долговременного хранения просто нет», — именно так считает директор ПАО «Жашковский элеватор» Нина Палёнко.

Нужно сказать, что для этого у нее имеются очень веские основания, ведь качество хранения на «Жашковском элеваторе» было проверено временем. Причем, в буквальном смысле слова — однажды на предприятии хранили зерно Госрезерва, которое тот не спешил забирать. Лежало это зерно в силосах элеватора целых 14 лет. И если кукурузу и пшеницу из госрезервовского запаса можно было заменить на аналогичное по качеству зерно нового урожая, то партию ржи обновить было нечем — эту культуру на элеватор никто не привозил. Госрезервную рожь отгрузили с реальным сроком хранения 14 лет, и качество зерна полностью соответствовало стандартам.

Как объясняет нам Нина Паленко, «Жашковский элеватор» — технологическое предприятие, оно ориентировано не на оборачиваемость, а на высокое качество хранения. Здесь, практически, круглый год хранится пивоваренный ячмень. Бетонные силосы элеватора дают возможность разместить ячмень не только по сортам, но еще и по группе качества.

На элеваторе имеется и новый металлический склад, но его для хранения зерна не используют.

Нина Паленко

«Мы добавили к уже имеющимся мощностям металлический склад напольного хранения, но используем его в качестве накопительной площадки или же для оперативного хранения зерна перед сушкой», — начинает знакомить нас с предприятием Нина Паленко.

Она также добавила, что ранее на этом месте была открытая линия, и, в первую очередь, строительство крытого склада было необходимо для того, чтобы уменьшить выбросы пыли. Элеватор находится прямо посреди города Жашков, поэтому обеспыливанию на предприятии уделяется особое внимание.

В оперативном складе

«Наши соседи некомфортно себя чувствовали из-за пыления, и вместе с ними некомфортно себя чувствовали и мы», — говорит Нина Паленко.

Аспирация

Для того, чтобы соседство с элеватором не причиняло дискомфорта жителям окрестных домов, элеватор оборудовали мощной аспирационной системой. На нем установили 13 фильтров, которые сводят пылевые выбросы к нулю. До этого на элеваторе, практически, не было аспирации. По словам директора, это было не зернохранилище, а пороховая бочка.

«Система фильтров установлена на узлы, на башмаки норий. Два фильтра поставлены на фильтрование нижних транспортеров в силкорпуса. И четыре фильтра очищают шестой этаж, там, где установлены сбрасывающие каретки. И еще два мощных фильтра стоят на очистных машинах, они аспирируют чистку отдельно. Кроме того, регулярно производится уборка с помощью промышленных пылесосов», — объясняет директор.

Аспирация

На полу нижней галереи элеватора даже нарисованы специальные «квадраты чистоты» — они всегда должны быть видны. Таким было требование французской управляющей компании. Кроме того, французские инженеры и украинские исполнители воплотили в жизнь свое ноу-хау по уменьшению пыления при заполнении силосов зерном.

Квадрат чистоты

«На входе каждого силоса установлены специальные металлические коробки. И когда каретка подводится к силосу, низ ее сбрасывающей трубы охватывают щитки этого короба, и, фактически, герметизируют выход зерна», — рассказала Нина Паленко.

Подработка

Еще одной сферой деятельности элеватора, которая потребовала значительных вложений в экологию, стала сушка зерна. Ранее на предприятии зерно сушили с помощью советской спарки ДСП-32 У. Пылила старушка попросту немилосердно. Сейчас на элеваторе зерно сушат три зерносушилки — французская Law, американская FF и ДСП-32. Их производительность составляет 1500 т/сут, 350 т/сут и 32 т/час при снятии 10% влаги по кукурузе соответственно.

Зерносушилка Law, которая сушит основные объемы зерновых, полностью зашита со всех сторон и выбросов шелухи в процессе сушки нет. Мы смогли убедиться в этом воочию. А для старой спарки ДСП-32У нашелся другой участок работы — она теперь просто вентилирует хранящееся зерно.

Зерносушилка Лав

Работа зерносушильного оборудования на «Жашковском элеваторе», помимо экологических требований, подчинена также требованиям пивоваров, для которых предприятие заготавливает сырье.

«Сушилка ДСП-32 используется исключительно для просушки масличных культур. У нас для работы с масличными культурами имеется отдельная зона. Это из-за того, что предприятие работает с пивоваренным ячменем, зона работы с масличными культурами должна быть строго ограничена. Эти культуры ни в коем случае нельзя смешивать», — объясняет Нина Паленко.

Сушки элеватора работают на газе. Расход газа составляет, в среднем, 1,67 куба на 1 тонно-процент, в зависимости от погоды и влажности зерна.

Для очистки зерна на элеваторе имеются 4 сепаратора: БЦС-150, БЦС-100, БСХ-100 и MAROT-100. Все они используются для предварительной, грубой очистки зерна.

Сор в кукурузе

«Компания Soufflet идет в правильном направлении, они вкладывают средства в экологичность своего элеватора, в защиту окружающей среды. На своем элеваторе они провели полную модернизацию всех узлов и агрегатов, установив систему аспирации. Мы, KMZ Industries, тоже в своей работе руководствуемся тем, что учитываем требования экологичности и пожелания населения. И, понимая важность процесса аспирации, мы выпускаем зерносушилки Brice-Backer, оснащенные осевыми турбовентиляторами с глушителями шума и очисткой воздуха. Эффективность очистки воздуха в циклофенах достигает 95%», — прокомментировал ведущий инженер KMZ Industries Сергей Шевченко.

Авто- и ж/д приемка

На «Жашковском элеваторе» есть 5 точек автоприема. Четыре зоны приемки распределяют зерно по двум линиям. Еще одна точка принимает только масличные культуры. Мощность каждого приема составляет 120 т/ч. Максимальный вес принимаемых автомобилей — 80 т.

автоприемка

Элеватор также принимает зерно и с железной дороги, на предприятии есть 1 точка ж/д приема с мощностью в 1500 т/сут.

Транспортное оборудование

Поскольку элеватор строился еще в советские времена, транспортное оборудование на нем пришлось серьезно модернизировать.

«Мы меняли не только ленты на старых ленточных конвейерах, но и полностью каркас и схему роликов. После реконструкции узлов были установлены транспортеры Redler. Также эти закрытые транспортеры были установлены на переходных галереях, которые идут от сушилки, для того, чтобы снизить выбросы пыли. Подобные замены транспортного оборудования мы намерены сделать по всему предприятию», — рассказала Нина Паленко.

Мощность цепных транспортеров Redler составляет 100 т/ч, а старых ленточных — 90 т/ч.Нина Паленко также добавила, что транспортное оборудование на элеваторе частично футировано.

Транспортеры

«Футеровка есть, но не на всем оборудовании. На линиях, которые восстанавливались или реконструировались в последнее время, она у же имеется. Также футированы наши американские нории. Самотеки мы также приобретаем с футеровкой. Нашими поставщиками такого оборудования являются компании «Зерновая Столица» и «Элеваторные Системы», — рассказывает директор.

Лаборатория

Визируется автотранспорт с помощью автоматического пробоотборника HERON или ручного щупа. Зерно отправляется на анализ в лабораторию элеватора. Лаборатория здесь очень необычная, нам было очень интересно понаблюдать за ее работой.

Поскольку «Жашковский элеватор» занимается заготовкой и хранением пивоваренного ячменя, качеству этой культуры здесь уделяется особое внимание. Внешний вид зерна, запах, цвет и температура дают возможность судить о его доброкачественности. Зерна хорошего пивоваренного ячменя должны быть круглыми, ровными по размеру, блестящими. Если же зерна разного размера, то осолаживаться они будут неравномерно, и солод получится некачественным.

Также в лаборатории обязательно проверят ячмень на всхожесть с помощью прибора Vitascope. Принцип его работы нам разъяснила техник-лаборант Светлана Белоусова.

Витаскоп

«С помощью специального ножа мы разрезаем 100 зерен ячменя. Они помещаются в бюксу, а бюкса — в кювету прибора. В приборе начинает работать моторчик, который нагнетает вакуум и зерна под давлением погружаются на 10 мин в раствор тетразола. Температура раствора составляет 40 градусов. Если образец опустить в холодный раствор, то реакции не последует. Через положенное время зерна извлекают и осматривают — если зародыш зерна живой и жизнеспособный, то он окрасится в красный цвет. Если же нет, он будет темным и неокрашенным», — рассказала нам специалист.

Лаборатория «Жашковского элеватора» обустроена по европейскому принципу. Она совсем небольшая, занимает одну комнату и расположена на визировке. В ней посменно работает всего 4 человека. Здесь же находится рабочее место весовщика.

Отгрузка

Элеватор отгружает зерно на автотранспорт и на железную дорогу. Для отгрузки зерна на машины имеются 5 точек, а для отгрузки на ж/д — 4. Их суммарная мощность приблизительно одинакова и составляет по 2,5 тыс. т/сут .

У элеватора имеется 2 своих локомотива ТГК. Предприятие находится на станции Жашков. На зернохранилище есть собственная выставочная линия длиной 200 м. Также по территории проходит 1,5 км ж/д путей, принадлежащих «Укрзализныце».

Логистика

Как и большинство элеваторов, зернохранилище в Жашкове столкнулось с нехваткой вагонов зерновозов в нынешнем сезоне. По словам директора Нины Паленко, в этом году ситуация с подачей хопперов ухудшилась. И новая система автоматического распределения вагонов сыграла в этом не последнюю роль.

«Сейчас такая подача вагонов, что после выгрузки на предприятии они не могут быть сразу же поставлены под загрузку, несмотря на имеющиеся заявки от наших экспедиторов. Вагоны должны вернуться на станцию Козятин, а уже оттуда их будут распределять согласно электронным заявкам. Кто авторы этой «чудесной» идеи, я не знаю, но они сделали только хуже», — говорит Нина Паленко.

точка ж/д отгрузки

Она приводит пример, как на прошлой неделе на предприятие было получено 7 вагонов на заявки от 4 экспедиторов. Для этого пришлось на одну культуру по одной группе издавать 4 приказа. А это 4 бухгалтерские операции. И пока на станцию не придет информация, какой именно номер вагона получит каждый из экспедиторов, элеватор не может начать отгрузку.

«Вагоны приходят вечером или ночью. Мы ожидаем утра для того, чтобы начать погрузку. Потому что не знаем, под какую культуру какой вагон подан. Об этом мы узнаем только после того, как персонал УЗ с утра включит свои компьютеры, откроет приходы и сообщит нам какой вагон чем грузить», — рассказывает директор.

По ее словам, такая система очень тормозит работу элеватора. Поскольку любая операция —взвешивание, отгрузка — немедленно в автоматическом режиме попадает в электронную систему количественно-качественного учета предприятия.

«Мы не можем обойти эту операцию, и не можем начать отгрузку на вагоны, потому что на данную операцию должен быть оформлен соответствующий приказ. А его написать невозможно, пока мы не будем знать, какому клиенту предназначается каждый вагон и по какому номеру. Приходится ждать до 8 утра. Ситуация просто абсурдна», — с горечью говорит Нина Паленко.

Коллектив

На «Жашковском элеваторе» работает 34 человека. В сезон предприятие принимает временных работников на приемку и на другие неквалифицированные работы. На элеваторе нет текучки кадров, специалисты уходят с него только на пенсию. Однако проблему с наймом сезонных рабочих здесь все же ощутили.

«Все больше людей уезжает на заработки в Польшу. Раньше у нас были, как мы их называли, «постоянные временные» работники. Они отрабатывали сезон, потом шли на биржу труда, а с новым сезоном возвращались к нам опять. Это было очень удобно, ведь они уже хорошо знали свою работу и не было необходимости тратить время на их обучение. Сейчас этот «штат» несколько поредел», — говорит Нина Паленко.

Каждый из наемных работников «Жашковского элеватора» проходит достаточно серьезный инструктаж. Кроме того, обязательна десятидневная стажировка, и только после нее работник может приступить к самостоятельному исполнению своих обязанностей.

«У нас на предприятии очень жесткая система контроля за соблюдением правил охраны труда. Правила, работающие на нашей территории — это правила компании Soufflet. Эти требования являются безусловными для исполнения. На территорию элеватора невозможно попасть без спецодежды и спецобуви. Исключение делается только для посетителей лаборатории, представителей агрохозяйств, которые поставляют зерно и хотят проконтролировать его вес», — рассказала руководитель элеватора.

Она также добавила, что эти правила обязательны к исполнению абсолютно всеми работниками предприятия, начиная от директора и заканчивая уборщиком.

Судьба с картинок старых книг

Сама Нина Паленко оканчивала Одесскую академию пищевых технологий. И путь от девчонки-выпускницы до руководителя элеватора одного из мировых зернотрейдеров на одном и том же предприятии оказался вполне возможным.

«Когда я училась в институте, этот элеватор я видела на иллюстрациях наших учебников. И вот так получилось, что со временем я его возглавила», — улыбается Нина Паленко.

Значение «Жашковского элеватора» для украинского представительства компании Soufflet Group отметил директор New World Grain Ukraine Soufflet Group Николай Горбачев.

«У нас всего 3 элеватора в Украине против 220 во Франции. «Жашковский элеватор» — самый большой из них и самый красивый. Зернохранилище аккумулирует вокруг себя сельхозпроизводителей. Оно также несет еще и имиджевую функцию — все, кто проезжает из Киева в Одессу, видят его с трассы. Элеватор очень заметен, мы им гордимся. На предприятии работает замечательный коллектив. Отдельно хочу поблагодарить руководителя элеватора. Наша Нина Васильевна — молодец», — сказал Николай Горбачев.

ЭЛЕВАТОР ООО «ДИАЛОГ»

После элеватора крупного международного трейдера мы посетили маленькое фермерское зернохранилище ООО «Диалог». Оно находится в селе Репки Черкасской области.

Элеватор ООО Диалог

Один из учредителей компании Сергей Лаукарт рассказывает, что элеватор построили для собственных нужд. Хозяйство обрабатывает несколько гектар земли. И для того, чтобы довести его до экспортных показателей, решили построить зерновой комплекс.

Сначала на будущем элеваторе смонтировали зерносушилку. Она была дополнением к зернотоку, который находится через дорогу.

Зерносушилку запустили в работу в 2015 г. Сушили на ней в основном кукурузу. Сергей Лаукарт говорит, что пшеницу и ячмень он сеет исключительно для того, чтобы рассчитаться с пайщиками, а вот зарабатывает компания на кукурузе и сое.

Зерносушилку выбрали бразильского производителя COMIL. «Диалог» был одним из первых, кто поставил ее в Украине.

Зерносушилка

Сушилка шахтная. Работает на дровах. Репки — единственное село в районе, где нет газа. Поэтому при выборе агрегата учитывали возможность перевода его на альтернативные источники топлива.

Производительность зерносушилки 20 т в час. Загрузить в нее можно 35 т кукурузы. «Сама сушилка стандартная, а вот подвязка под теплоноситель выполнено по принципу русской печки. Здесь две камеры. В первой происходит сгорание дров, а во второй — пиролиз. Таким образом, в сушилку из второй камеры попадает теплоноситель без запахов древесины и гари», — говорит Сергей Лаукарт.

Здесь происходит сжигание дров
Здесь происходит сжигание дров
Хранение дров

Обслуживают эту «печку» два истопника. Они забрасывают топливо и убирают золу. Работают посменно.

Как сказал Василий Невмыванный, работа зерносушилки на дровах обходится значительно дешевле, нежели работа на газу.

«Чтобы высушить 200 т кукурузы, нужно примерно 20 складометров дров. Все зависит от качества и влажности топлива, от температуры окружающей среды, а также влажности самого зерна», — объясняет директор.

Специалисты признались, что за один проход снимают с 25 до 14 процентов влаги.

Силос

На данный момент элеватор имеет мощности единовременного хранения 6,4 тыс. т по пшенице. Здесь установили два силоса на плоском основании канадской компании Lambton. Аграриев устроила цена и заявленное качество емкостей.

Силосы планировали установить еще в прошлом году, но поставщики смогли выполнить обязательства только к концу текущего уборочного сезона. На момент нашего приезда, оставались мелкие недоделки.

Как рассказали на предприятии, они успели засыпать в одну емкость 600 т кукурузы, которая еще шла с поля. Таким образом, протестировали силос. Все остальное зерно пришлось загрузить в напольные склады на зернотоке.

Боковая выгрузка

Силосы «Диалога» имеют как традиционную выгрузку с помощью транспортеров, так и боковую.Они связаны с точкой автоприема и точкой авторазгрузки и с зерносушилкой.

Силос внутри

Возле зерносушилки установлен накопительный бункер.

«Накопительный бункер под загрузку имеет объем 60 т. До того, как ввели ограничения весовых нагрузок для автотранспорта, нам его хватало, чтобы загрузить быстро машину на 40-45 т»,— рассказывает Сергей Лаукарт.

По словам владельца элеватора, эта промежуточная емкость работает в реверсном режиме, то есть может подавать зерно как на сушилку из силоса, так и обратно, из сушилки в силос. Емкость и транспортное оборудование здесь установлены от украинского производителя из Белой Церкви.

На элеваторе есть автоприем с завальной ямой объемом 110 т и возможностью выгружать одну машину. Работают 80-тонные весы.

Василий Невмыванный

Нужно отметить, что элеватор очень компактный. Сейчас здесь стоит два силоса общей емкостью больше 6 тыс. т. Но по проекту запланировано 18 тыс. т.

Сергей Лаукарт отмечает, что не знает, будет ли он в ближайшее время расширять зернохранилище.

«Нам нужен элеватор, чтобы регулировать продажи своего зерна и обслуживать свои обязательства. Он позволит продавать зерно при росте цен и повышать свое экономическое положение», — заключает руководитель.

Мы попрощались с гостеприимными хозяевами и поехали дальше. В следующем выпуске читайте об элеваторе Зерновая индустрия и ООО «Панда».

Не пропустите, будет интересно.