Крепкий орешек. Старейший действующий элеватор Украины

Ореховский элеватор компании «ОптимусАгро Трейд»

Сайту Elevatorist.com несказанно повезло отыскать и побывать на старейшем элеваторе страны. Он находится в Запорожской области, в г. Орехов. Сейчас это предприятие называется «Ореховский элеватор» и с 2000 года принадлежит компании «ОптимусАгро Трейд». В нынешнем году компании исполняется 20 лет, «Ореховский элеватор» — одно из первых ее предприятий.

С виду элеватор в Орехове ничем не примечателен ─ обычное зернохранилище с СОГами и складами-напольниками. Но это только с виду. Нас, повидавших немало элеваторов по всей стране и за рубежом, это предприятие привело в полнейший восторг. И это чувство мы с удовольствием разделим с вами, дорогие читатели.

Итак, Запорожская область, город Орехов. Рядом с железнодорожной станцией «Ореховская» — силкорпуса нашего чудо-элеватора. На предприятии нас встречают директор зернохранилища Дмитрий Селезень и ведущий инженер Роман Бережнов.

В день нашего визита на элеватор начал поступать рапс нового урожая, поэтому мы сразу же идем на визировку, где берут первые пробы масличной.

Отбор проб

Визировка и весовая

На предприятии пользуются ручными пробоотборниками, отбирая зерно одновременно во всех слоях. Визировщик сдает в лабораторию пробу и ТТН с автотранспорта, а машина въезжает на весовую.

Весов на элеваторе двое, производства запорожского НПО «БЕЗМЕН». Одни из них электронные, а вторые — механические.

Весовая

Визировка и лаборатория
Первые машины этого сезона
Веселый водитель зерновоза

«Механические весы мы используем, в основном, для контроля. У нас платформа 18 м, принимаем все виды транспорта. Метрология весового оборудования — раз в год. Первая машина, которая въезжает на элеватор утром, взвешивается 2 раза, для сверки показаний весов. В пике сезона работа становится круглосуточной», — начинает наше знакомство с предприятием Роман Бережнов.

Роман Бережнов

В среднем, элеватор принимает 2-3 тыс. т зерна в сутки. Это 75-80 автомобилей. Одновременно можно принимать 3-4 культуры, на предприятии 7 точек автоприемки.

Экспресс-тесты на ГМО

Вслед за первыми пробами мы проходим в лабораторию «Ореховского элеватора». Она сертифицирована и аттестована на 9 культур. Там уже вовсю кипит работа — анализируется качество поступающего рапса.

Оборудование лаборатории современное, анализы качества все стандартны. Но здесь мы впервые увидели, как проверяют зерно на наличие ГМ с помощью экспресс-тестов.

Начальник ПТЛ Людмила Ивановна Павленко рассказывает, что в этом году ужесточились требования к содержанию ГМ в зерновых, поэтому управляющая компания обеспечила лабораторию элеватора экспресс-тестами для выявления генного вмешательства.

«В случае обнаружения ГМО, данные об этом мы должны направлять в Киев. Мы не аттестованы, это просто для себя и для клиента. Уже потом мы формируем партии зерна и отправляем образцы в сертифицированные лаборатории, которые имеют право составлять протоколы по безопасности», — рассказывает начальник ПТЛ.

Экспресс-анализ на содержание ГМ в зерне довольно прост: делается размол 20 гр рапса и в него добавляется 100 мл воды. Раствор тщательно перемешивается, отстаивается и берется на пробу. В пробу и опускается тестовая полоска. Выглядит все несложно и даже несколько знакомо.

Лаборант делает пробы на ГМ

Отбор пробы из раствора
Ждем 5 минут
Тест отрицательный!

«Одна полоска теста — контрольная. Она говорит о том, что анализ производится правильно. А вот вторая полоска покажет наличие ГМ. Количество его мы определить не можем, а вот присутствие — можем. В случае малейшего сомнения, если вторая полоска проявится даже в виде намека, легкая-легкая, то образец будет отправлен на исследование в сертифицированную лабораторию», — объясняет Людмила Павленко.

Дмитрий Селезень отмечает, что управляющая компания уделяет большое внимание профессионализму кадров и сотрудники посещают курсы повышения квалификации в Днепре.

«В этом году уже ездили на эти курсы лаборанты, начальник ПТЛ, после заготовки планируем направит на курсы инженеров. Работники очень довольны», — говорит директор.

«Во время курсов повышения квалификации мы побывали на другом, более современном предприятии, были в их лаборатории. Но хочу сказать, что наша лаборатория ни в чем не уступает той, ничем не хуже», — гордится начальник ПТЛ.

Индустриальная красота

«Ну что, пойдемте, посмотрим на нашу красоту?» — предлагает Дмитрий Селезень.

Так директор элеватора называет тот самый старейший элеватор, построенный в 1929 году. Его силкорпуса находятся рядом с корпусами, построенными в 60-х и 70-х годах уже прошлого века. Общие мощности хранения элеватора составляют 57,5 тыс. т. В элеваторе-дедушке может поместиться 4 100 т зерна. Его силосы сложены из кирпича, а верхняя галерея — деревянная.

Так выглядит старейший действующий элеватор Украины

Для того, чтобы краса и гордость предприятия осматривалась качественнее, Дмитрий Селезень приглашает присоединиться к нам бессменного вот уже 40 лет начальника производства Крыся Владимира Андреевича.

«Это удивительный человек, он на элеваторе работает 42 года, из них 40 — начальником производства. Человек старой закалки. Знает о зернохранилище все. Он просто живет элеватором. Мегаответственный, бесценный сотрудник», — говорит Дмитрий Селезень.

Владимир Андреевич Крысь

Владимир Крысь приглашает нас в нижнюю галерею древнего элеватора. И сразу же нам демонстрируют мечту всех элеваторщиков и ночной кошмар всех производителей элеваторного оборудования — самотеки, которым 70 лет. Их, как и все железное оборудование, на этом элеваторе установили в 1947 году.

70-летние самотеки в нижней галерее

«Вот самотеки. Все родные и непротертые. Пропустившие через себя сотни тысяч тонн зерна. Чугунные фланцы, клепанные трубы. Вот только на этом самотеке свежий ремонт. Андреевич, когда эту заплатку ставили?» — спрашивает директор.

«Та годив двадцять назад»! — отвечает великолепный Андреевич.

Ничего себе, свежий ремонт!

"Свежий" ремонт 20-летней давности)

На улице стоит довольно жаркая погода, а внутри элеватора — комфортнейшая температура. Его кирпичные стены шириной в 50 см, и зерно в нем очень хорошо хранится.

«Если мы сюда закладываем зерно, то год о его качестве можно вообще не беспокоиться. Его даже лишний раз не нужно передвигать. Зерно просто лежит и держит нужную температуру. Среди наших клиентов-поклажедателей даже есть очередь на хранение продукции именно в старом элеваторе», — рассказывает Дмитрий Селезень.

Но силосы зернохранилища все же оборудованы термоподвесками. Их установили 5 лет назад. Термодатчики нам продемонстрировал Роман Бережнов уже в верхней галерее элеватора, в нее мы поднялись по лестнице, лифта в сооружении нет.

Термоподвеска

Верхняя галерея элеватора сделана из сибирской лиственницы в далеком 1929 году.

«Качество древесины во многом зависит от места произрастания. Раньше сосновые насаждения Украины в промышленности вообще не использовали. Лес поступал из Сибири», — объясняет Дмитрий Селезень.

Верхняя галерея из лиственницы

Люки в силосы
Сюда засыпают зерно
Верхняя галерея

Сибирская лиственница — очень крепкое дерево. По своим техническим характеристикам его древесина превосходит все виды остальных хвойных пород. Это дерево не поддается гниению и настолько твердое, что свежесрубленная лиственница тонет в воде. Воздействию воды дерево тоже почти не подвержено, поэтому лиственничную древесину используют в кораблестроении и при строительстве гидротехнических сооружений.

Руководитель уверен, что если бы на протяжении всех лет эксплуатации за элеватором не ухаживали должным образом, то его деревянная часть до наших дней не дожила бы.

«Раньше крыша была жестяная, ее сменили на асбестолисты. За галереей очень хорошо ухаживали, поэтому она сохранилась и работает до сих пор. Я думаю, что, она еще послужит нам долгое время», — считает Дмитрий Селезень.

Роман Берержнов демонстрирует нам очередное историческое чудо — передвижную сбрасывающую каретку.

«Конструкция 1947 года, чугунное литье. В каретке установлены подшипники. Они тоже старые. Мы их только смазываем. Это просто удивительно, достаточно только вовремя проводить ППР. В эту техбазу провели смазку и все», — говорит Роман Бережнов.

Передвижная каретка 1947 года

Раньше эту каретку оператор передвигал вручную, но потом ее сделали автоматической. Сейчас, чтобы запустить каретку в работу, оператор просто нажимает на кнопку.

По словам Дмитрия Селезня, конвейерная лента старого элеватора работает намного тише, чем остальные. Ролики конвейера крутятся с 1947 года.

Старинный конвейер
Дмитрий Селезень показывает нам ролики 1947 года
Подшипники этих роликов служат уже 70 лет!

«Ролики очень тяжелые, в них установлены американские подшипники. Вот попробуйте, как крутят! Вы представляете — 70 лет!» — показывает нам их работу Дмитрий Селезень.

Но на этом чудеса не заканчиваются. Здесь же нам демонстрируют старые нории, выполненные без помощи сварочных аппаратов.

«Нории были произведены и установлены еще при разработке этого элеватора. Все сделано без единого варочного шва, все на заклепках, как в судостроении», — объясняет Роман Бережнов.

Правда, один варочный шов мы все же увидели — 3 года назад все-таки протерся один из поворотных самотеков.

«На эти самотеки приходится максимальная нагрузка. Еще лет 5 назад они были совершенно целые. Это уже просто усталость металла. Ведь все зерно, которое проходило через элеватор за эти годы, вот эта труба принимала на себя», — сочувственно говорит директор элеватора.

Здесь же, в верхней галерее, нам показывают установленные в 1947 году бункерные весы производства Киевского весового завода. Ими сейчас не пользуются. Объяснить, зачем эти весы здесь нужны, нам смог только Владимир Крысь.

«Они раньше нужны были для отгрузки зерна в вагоны. Нужно было отмеривать 64, 5 т и не более. А сейчас на них можно перевешивать зерно для инвентаризации, чтобы не везти его на весовую», — объяснил Владимир Андреевич.

Весы 1947 года
Клеймо Киевского завода
Вид из смотрового лючка на крыше элеватора

О голубях и элеваторщиках

Старейший элеватор вызвал у нас столько восторга, что мы чуть было не прошли мимо сушилки, спарки ДСП-32, которую перевели на альтернативное топливо. От газа на элеваторе отказались полностью, переоборудовав сушилку на жидкое топливо, а систему отопления — твердотопливными котлами. Это дало предприятию экономию в 40%, но газовую трубу пока обрезать не стали.

Зерносушилка спарка ДСП-32

Сушилка переведена на альтернативное топливо
Показания температуры сушки и влажности зерна
Табличка в ретро-стиле

«Зерносушилка крепкая, в хорошем состоянии, она была капитально отремонтирована 3 года назад. Во время сушки мы можем контролировать температуру в 1 зоне нагрева, второй зоне прогрева и в последней, холодной зоне. А также видим, с какой влажностью входит зерно», — рассказал Роман Бережнов.

Рассмотрев сушилку и ж/д отгрузку предприятия (она составляет около 40 вагонов в сутки), мы заканчиваем знакомство с «Ореховским элеватором». Проходим мимо напольных складов и обращаем внимание на небольшое количество голубей, коих возле таких складов обычно несметные полчища.

«Голубей мы не травим и не отстреливаем. Сколько есть — все наши!» — смеется Дмитрий Селезень. А потом объясняет, что их мало, потому что на элеваторе нет зерновых россыпей.

Если присмотреться, можно увидеть 2 голубей)

«За отсутствием россыпи зерна следит старший мастер, он очень ответственный человек. Под руководством Владимира Андреевича работает очень добросовестная команда. У нас на предприятии работает 57 человек и все они — отличные работники», — говорит директор.

Сам же директор Дмитрий Селезень тоже оказался очень необычным человеком. Во время беседы мы с удивлением узнали, что перед нами — трехкратный призер чемпионата мира по самбо, победитель Кубка Мира и призер Европы по дзюдо, мастер спорта международного класса по дзюдо, заслуженный мастер спорта по самбо. Мы интересуемся, что же его привело в элеваторный бизнес.

Директор элеватора Дмитрий Селезень

«Сперва я работал в этом бизнесе по вопросам безопасности. А вот уже более 5 лет занимаюсь хозяйственной деятельностью. Чувствуешь, что можешь и делаешь больше. И это меня привлекает, я привык всю жизнь бороться, действовать и достигать конкретных результатов. А в элеваторном бизнесе это возможно как нигде, да и после спортивной борьбы, думаю, логично было заняться борьбой за урожай», — улыбаясь, объясняет Дмитрий Селезень.

Да, «Ореховский элеватор» сумел нас удивить не только старейшим сооружением. Люди здесь работают просто потрясающие. Именно они и создают историю зернохранилищ.

И очень хорошо, что на старых стенах элеватора сохранились надписи, сделанные работниками в прошлом веке. Было очень интересно увидеть подпись некоего Аліка из далекого 1968, привет с берегов Невы 90-х годов и совершенно нереальную болгарско-украинскую переписку Иры-Хоки. Кстати, в болгарском языке слова «хока» имеет значение «бранить, ругать».

Самый старый афтограф датирован 1947 годом

Мы очень надеемся, что Ирина все же сумела встретиться со своим респондентом, и было у них потом настоящее элеваторное счастье.) И этого элеваторного счастья мы желаем и самому предприятию, и всем его сотрудникам, и вам, дорогие читатели!

Майя Муха, Elevatorist.com