Зерновой рынок: как решить вызовы торгового финансирования уже сегодня
Украина демонстрирует высокие показатели экспорта зерна и продолжает наращивать объемы этого рынка. Доступ к различным инструментам торгового финансирования —один из факторов, благодаря которому это становится возможным. Однако с досадной регулярностью мы слышим о громких случаях мошенничества. Они негативно влияют на все аспекты функционирования рынка, репутацию украинских производителей и трейдеров на глобальном уровне, в том числе и на доступность и стоимость торгового финансирования, как локального, так и международного.
В чем же заключается проблема? Как реагируют на ситуацию международные игроки? Какое распределение участия в финансировании различных кредиторов? Что делать уже сегодня, чтобы улучшить доступ к финансированию и минимизировать риски мошенничества? Анализ ситуации и ответы на вопросы предоставляет Екатерина Чечулина, советник в банковской и финансовой команде и аграрной практике киевского офиса CMS Cameron McKenna Nabarro Olswang.
Аграрное мошенничество — проблема международная
Хотя за последние 5-10 лет Украина несколько раз появлялась на страницах международных медиа изданий в разрезе новостей о мошеннических инцидентах в агросекторе, наша страна не является единственной в этом плане. В то время, как у нас гремело дело «АгроИнвестГруп», которое по разным оценкам повлекло убытки на более чем $100 млн, в мире произошел ряд других случаев. В частности наделавшая много шума сингапурская компания Agritrade, а также мошеннические действия компаний Hin Leong, ZenRock и Hontop Energy привели только за первые месяцы 2020 года к убыткам на общую сумму около $4,8 млрд.
В результате ряд банковских групп прекратили предоставлять торговое финансирование, а другие существенно замедлили его темпы и объемы. Неудивительно, что тема торгового финансирования и адресования вызовов, с которыми сталкиваются его участники, наряду с темой COVID-19 была одной из первых на ежегодной международной конференции TXF GLOBAL COMMODITY FINANCE VIRTUAL 2020.
Накануне конференции организаторы провели опрос по ряду актуальных вопросов торгового финансирования. Примерно три четверти опрошенных ожидают, что пандемия будет иметь долгосрочное (более 7 месяцев) влияние на всю индустрию, в основном из-за глобальных нарушений и неопределенности в цепях спроса и поставок.
При этом около 60% опрошенных банкиров считают, что пандемия будет использована как дымовая завеса теми бизнесами, которые уже находятся в ухудшенном финансовом состоянии, что в дальнейшем усложнит банкам урегулирование ситуаций с проблемными кредитами. Банки уже сейчас почти перестали финансировать малый и даже средний бизнес, поэтому больше половины трейдеров и производителей вынуждены использовать альтернативные источники финансирования — это фонды (34%), фонды частного капитала (36%) или прямые инвестиции таких фондов (30%).
Интересно, что банки, в свою очередь, видят в таких фондах и глобальных торговых домах существенную угрозу собственным возможностям в финансировании названной категории клиентов. Эти игроки не ограничены какими-либо требованиями к регуляторному капиталу, финансовые риски у них проще уравновешиваются в рамках балансов, а, следовательно, они имеют больше возможностей в оказании финансовых услуг названным потребителям. Однако небанковские поставщики финансирования сталкиваются с теми же рисками в этой деятельности, что и все остальные.
К сожалению, оказывается, что разные игроки рынка, в том числе поставщики финансирования, уже в который раз наступают на одни и те же грабли. В чем же заключается основная проблема и как её решить?
Самые распространенные мошеннические схемы
Если смотреть в корень проблемы, то, к сожалению, её решение вряд ли возможно. За всем в конечном счёте стоит человек, а его жизненные принципы и поведение не поддаются в необходимой мере регулированию в рыночных масштабах. Однако повлиять можно на инструменты, которыми пользуются мошенники, и снизить до минимума их возможности.
Наиболее распространенными мошенническими инструментами являются:
Мошенничество с документами по поставке/отгрузке зерна
Речь идет чаще всего о так называемых «bill of lading (BL)» (коносамент, транспортная накладная). Этот документ подтверждает:
- принятие товара на борт судна/транспорта для доставки получателю.
- право собственности лица, имеющего на руках его оригинал, на соответствующий товар и является основанием истребования товара у владельца судна/перевозчика.
Еще один документ — это Forwarder's Certificate of Receipt (FCR) (сертификат экспедитора о получении груза). Он подтверждает передачу товара во владение/под контроль экспедитора для последующей отправки товара покупателю, но не обладает никакой другой из перечисленных выше характеристик коносамента (что, собственно, является одним из существенных недостатков данного документа).
Оба типа документов служат подтверждением, что продавец выполнил своё обязательство поставить на соответствующих условиях товар покупателю, соответственно, покупатель должен заплатить за него в установленные сроки. На это платежное обязательство полагаются кредиторы, которые предоставляют финансирование против этих документов или с принятием таких документов в обеспечение.
Однако есть моменты для возможного мошенничества с этими документами:
- BL законно может выдать как владелец судна, так и чартерная компания (которой часто выступает именно продавец товара). Поэтому существует риск, что на один и тот же товар будут выданы две накладные (или оригинал и дубликат), которые будут использованы для получения финансирования от различных кредиторов.
- Транспортная накладная выдается в бумажном виде. При существующих современых технологиях ее могут качественно подделать. Проверить подлинность документа возможно, однако это дополнительные финансовые расходы и, главное, время, которое в торговле, так же как и в получении финансирования, имеет первостепенное значение;
- Что касается FCR, то помимо возможностей, приведённых выше, сертификат экспедитора может выдаваться просто на основании декларации об отгрузке при отсутствии фактического владения товаром. Это еще один пробел, создающий возможности для мошенничества.
- FCR, в отличие от коносамента, который является стандартизированным документом, может выдаваться в разных формах (если выдаётся не членом FIATA), а, следовательно, это затрудняет проверку верности документа и облегчает манипуляции с ним.
Есть также риск столкнуться с заговором связанных лиц. В таких случаях могут использовать оригинальные документы, но не совершать сделок, которые ими заверяют. Обычно такую схему применяют, когда между партнерами сложились долгосрочные доверительные отношения и соответственно бдительность кредиторов уже не является высокой.
Кроме того, в такого рода механизмах кредиторам предоставляют минимальный процент поддельных/недостоверных документов по отношению к оригинальным/верным. Это позволяет снизить вероятность их обнаружения при обычных проверках.
Мошенничество с документами, касательно хранения и/или наличия зерна на складе
Обычно это касается складских квитанций/свидетельств (как обычных, так и двойных), а также различного рода других подтверждений наличия и объемов зерна, хранящегося на складах. Предоставляют эти документы, в частности, привлеченные сюрвееры.
Поддельные складские документы могут подтверждать наличие на складе товара, который там отсутствует или искажать объемы зерна. Могут также предоставлять одни и те же складские документы на один и тот же товар разным кредиторам.
Проблема в том, что проверять данные о наличии и объемах зерна по основному реестру складских документов на зерно неэффективно. Складские операторы ведут свои реестры и не регистрируют выданные складские документы в указанном основном реестре. Соответственно, нет практической возможности проверить, сколько складских документов выписано на один и тот же товар одним и тем же складом, или сколько товара заложено. Это значительно упрощает реализацию различных мошеннических механизмов с привлечением таких документов.
Мошенничество с информацией относительно финансового состояния
Мошенники могут предоставлять недостоверную информацию о финансовом состоянии компании, манипулируя реальными данными, подавая их иной трактовке.
Так, например, операции факторинга не отражаются как долговые обязательства, что влияет на финансовые показатели и разного рода коэффициенты, соблюдение которых является условием получения финансирования.
Никогда не теряйте бдительность
Те, кто давно работают в агробизнесе, вероятно согласятся, что все описанные схемы уже стары как мир. Поэтому тем более обидно, что они до сих пор успешно реализуются. Это означает, что и способы предотвращения использования таких инструментов мошенничества тоже хорошо известны. Нужно не забывать их применять и не терять бдительности. Среди самого важного, чему необходимо уделять особое внимание, стоит отметить следующее:
Специальная и глубокая нишевая экспертиза
В определенное время торговое финансирование приобрело значительную популярность среди многих финансовых учреждений, которые стали активно предлагать этот продукт, видя в нём возможности расширения клиентской базы, наращивания кредитного портфеля и соответственно увеличения доходов. Однако, достаточно простые, на первый взгляд, инструменты торгового финансирования требуют не только значительных внутренних ресурсов, но и наличия нишевой, глубокой специализированной экспертизы.
Речь идёт не только о знании всего производственного и торгового цикла, специфики используемой документации, нюансов по контрактным обязательствам, но и особенностей, присущих тем или иным финансируемым товарам. Нужно знать, применимые к ним стандарты, специальные условия, которые могут быть характерны для одного рынка или региона, но отличаться в другом, и тому подобное.
Этими знаниями должны обладать и постоянно их использовать все участники процесса: от членов кредитных комитетов до каждого операциониста, который непосредственно оценивает документы. Именно на тот персонал, который непосредственно реализует операции, возлагается больше всего ответственности и от них требуется больше всего бдительности и внимания, ведь большие проблемы начинаются с маленьких недостатков, которые могут быть выявлены именно на этом уровне.
Углубленная комплексная оценка (due diligence) и постоянный мониторинг
Довольно часто в ходе расследований случаев мошенничества оказывается, что его признаки были на самой поверхности, но на них не обратили внимания. Поэтому всегда нужно проводить углубленную комплексную оценку всех участников производственного и торгового цикла:
- должника/заёмщика/поставщиков;
- всей структуры их групп, связей между ними;
- их конечных бенефициарных владельцев;
- всех их контрагентов;
- поставщиков услуг (экспедиторов, владельцев судов, чартерных компаний);
- операторов складских помещений;
- сюрвееров;
- аудиторов;
- трейдеров-посредников;
- конечных покупателей, и тому подобное.
Чтобы избежать риска использования мошеннических схем, проверяйте их по всем параметрам:
- надёжность,
- репутация,
- срок деятельности,
- прозрачность,
- открытость к регулярной коммуникации и проверкам,
- условия предоставления их услуг,
- финансовое состояние,
- принадлежность к тем или иным международно признанным группам компаний,
- зарекомендованные позиции на местном рынке,
- имеющиеся процедуры комплаенса и риск-менеджмента.
При этом полагаться только на начальную проверку недостаточно: мониторинг должен быть постоянным, а анализ достаточно глубоким, для того чтобы как можно ранее выявить первые признаки потенциальных сложностей.
Важно анализировать не только ту часть бизнеса, которая связана с торговлей, но и все другие виды деятельности и события, происходящие относительно компании/группы: от небольших транзакций внутри группы до анализа ситуации в любом другом бизнесе или деятельности бенефициарных владельцев. Обращайте внимание даже на изменения личного характера (смена места жительства или семейного положения), которые могут быть косвенными признаками дальнейших, более существенных, изменений.
Эффективно минимизировать риски, связанные с мошенничеством, может помочь банальная проверка складских помещений для хранения зерна.
Важно, чтобы эта проверка проводилась:
- Надежным сюрвеером, которого кредитор выбирает и с которым может коммуницировать напрямую.
- Регулярно (в зависимости от условий финансирования это может происходить еженедельно). Если помещения проверяются избирательно, то проверка должна быть без особого предупреждения.
Именно возможность прямой коммуникации со всеми участниками торговых операций значительно облегчит проверки, в том числе документации, и повысит их качество и надёжность. Важно их осуществление по выборочному принципу (часто физически просто невозможно проверить всю документацию) и по разным критериям.
В тех юрисдикциях, в которых возможна регистрация обременений, однозначно рекомендуется её осуществлять и регулярно проверять соответствующую информацию в реестре на предмет наличия/отсутствия других обременений, даже тех, которые не касаются заложенного в пользу кредитора имущества.
Также желательно не допускать хранения в одном и том же складском помещении зерна одного владельца, которое заложено в пользу разных кредиторов: даже если объемы такого зерна с избытком покрывают объемы заложенного. Учитывая родовую (а не индивидуальную) природу этого товара, существует повышенный риск его смешения (commingling risk), и невозможности определения принадлежности тому или иному лицу. Это становится значительной проблемой и для проверок, и для потенциального обращения взыскания.
Еще одной мерой является анализ финансового состояния и финансовой отчетности компании, причём именно по тем стандартам, которые установлены в документации по финансированию. Так, на основании оценки модели бизнеса кредиторы могут устанавливать особые требования к определению составляющих финансовой задолженности и активов, которые являются основными элементами финансовых показателей заёмщика. Именно индивидуальный подход к финансовой оценке поможет не допустить манипулирование финансовой информацией.
Подтверждённая аудитом финансовая отчётность (текущие балансы и другие части финансовой отчётности) должна предоставляться более часто с подтверждением расчета и подробной расшифровкой соответствующих финансовых показателей.
Указанные меры должны использоваться вместе с основными инструментами управления рисками, такими как правильное структурирование финансовой сделки, в том числе очень хорошо продуманная диверсификация базы заимствования (то есть активов, документов, против которых будет предоставляться финансирование, и применимых к ним дисконтов).
Высочайший стандарт комплаенса и тесное сотрудничество всех участников рынка
Всё вышеперечисленное является актуальным не только для поставщиков финансирования, но и для всех остальных участников рынка. Ведь от такого мошенничества страдают почти все, кто вовлечён в производственный и торговый процесс: от поставщиков сырья до финальных покупателей. Поэтому указанные проверки и подходы должны применяться всеми участники рынка на одинаково высоком уровне с последующим совершенствованием обмена информации в рамках правового поля, что будет значительно помогать предотвращению мошеннических схем.
Современные технологии на защиту от мошенничества
Такое сотрудничество становится всё более возможным благодаря новейшим технологиям. Именно сейчас открываются новые возможности для борьбы с мошенничеством, которые представляются благодаря современным достижениям, таким как искусственный интеллект, технология blockchain, технологии удаленного наблюдения и мониторинга, а также верификации контрагентов, электронные цифровые документы, подписи, и тому подобное.
Так, после выявленного мошенничества компании Agritrade, группа самых известных международных банков, при поддержке регулятора Сингапура, запустила новейшее решение для всей индустрии, базирующееся на технологии blockchain — Финансовый Торговый Реестр (Trade Finance Registry). Хотя данная технология уже использовалась для реализации торговых и финансовых сделок ранее, ожидается, что предложенное решение получит массовое распространение и применение.
В основе сотрудничества, которое будет осуществляться с привлечением реестра, лежит возможность для банков проверить, предоставлялся ли уже тот или иной документ (например, коносамент) для получения финансирования в каком-либо другом учреждении. Важно, что работа технологии позволяет проверять такие данные без нарушения условий конфиденциальности, банковской тайны и комплаенса, в то же время помогая значительно снизить риски мошенничества.
Подобные инициативы начаты также торговыми компаниями, которые создают соответствующие платформы на базе тех же технологий с целью перевода торговых и пост-торговых операций с сельскохозяйственной продукцией из ручного документарного формата в автоматический путём его диджитализации. Хотя перевод определенных документов (как например коносаментов (BL) в цифровой/онлайн формат требует законодательных изменений во многих юрисдикциях, очевидно, что этот процесс необходим и даже до введения надлежащего законодательного регулирования может начать использоваться как дополнительный инструмент снижения случаев мошенничества.
Торговое финансирование — must go on
Положительным остается то, что несмотря на все сложности, с которыми сталкиваются игроки рынка и, в частности, поставщики финансирования, все они придерживаются одинакового мнения, что традиционное торговое финансирование будет оставаться необходимой и неотъемлемой составляющей производственного и торгового цикла в агросекторе. Поэтому совместными усилиями в обеспечении высоких стандартов комплаенса с помощью всестороннего постоянного мониторинга и современных технологий, есть все шансы свести к минимуму риски мошенничества или даже искоренить его.