Про зерно, которое «плохо» лежит
Проблема воровства зерна на элеваторах сегодня очень актуальна. Если говорить о среднем размере потерь от этого негативного явления, то, по данным нашей компании КПМГ, он составляет около 3% от оборота. Если эти 3% перевести в абсолютное значение и сопоставить полученный результат с прибылью элеватора, мы получим довольно весомую цифру потерь.
Собственники зернохранилищ допускают, что определенное количество зерна у них могут украсть. Но в силу того, что с воровством очень сложно бороться, часто задача сводится к тому, чтобы потери не превысили некой компромиссной величины, которую каждый собственник или руководитель определяет для себя самостоятельно.
Как воруют зерно?
Количество способов и лазеек для воровства на элеваторах впечатляет. На схеме представлены основные из них.
В большинстве случаев воровство на элеваторе становится возможным при сговоре группы лиц, в которую могут входить: начальник элеватора, лаборатория, главный бухгалтер, охранники и водители. Использовать для постоянных махинаций одного человека без риска быстрого разоблачения довольно сложно.
Таким образом, сговор является необходимой основой для подавляющего большинства случаев воровства на элеваторах.
Если в у компании в штате есть свои контроллеры, то это все равно не исключает риска сговора, непрофессионализма или халатности с их стороны.
Как видно из схемы, основными параметрами, которые чаще всего используются для манипуляций, являются влажность и сорность зерна.
Кроме манипуляций с влажностью и сорностью, для воровства также часто используются обвес, занижение класса, натуры, клейковины и других качественных показателей зерна.
Полностью исключить воровство сложно, но можно
Чтобы найти правильное лекарство, нужно определиться с диагнозом и причинами болезни. Если разобраться с причинами появления любого воровства, то можно выделить три основные для этого условия: наличие возможности воровать, отсутствие контроля и наличие мотивации. С последним бороться практически невозможно, а вот с первыми двумя можно вполне.
Однако, легких и быстрых решений здесь, к сожалению, нет. Воровство можно искоренить или существенно минимизировать только комплексом мер, которые можно объединить в две группы: технические и организационные.
К техническим мерам относятся:
достаточное видеонаблюдение на территории элеватора, которое включает систему распознавания номеров автомобилей, камеры в месте местах въезда/выезда, разгрузки и загрузки;
маркировка автотранспорта специальными электронными метками для получения доступа на территорию элеватора;
внедрение АСУТП (автоматизированной системы управления технологическим процессом) с возможностью длительного хранения всех данных о перемещении и качественных характеристиках зерна;
интеграция учетной системы с АСУТП и контрольно-измерительным оборудованием (весы, лабораторные анализаторы и т.д.) и др.
Поскольку автоматизировать весь процесс на элеваторе невозможно и без ручных операций не обойтись, также необходимы организационные меры, которые будут дополнять технические средства контроля и учета, а именно:
разработка четких регламентов основных производственных процессов (схема движения транспорта по территории элеватора; приемка, подработка и отгрузка зерна; подготовка товарных партий; проведение, регистрация и хранение проб и лабораторных анализов и т.д.);
разделение обязанностей между материально-ответственными лицами и сотрудниками, отвечающими за учет и контрольные мероприятия;
разработка и продвижение внутренней политики по борьбе с мошенничеством, включая наличие телефонов доверия, систем поощрения сообщений о случаях воровства, а также уголовное преследование во всех без исключения выявленных случаях;
внедрение конкурентоспособной системы вознаграждения персонала и особенно руководства элеваторов, которым было бы что терять.
Нужно признать, что стереотип о бесполезности борьбы с воровством, «сидит» в головах многих собственников достаточно крепко. Если эту ситуацию проанализировать, то можно прийти к выводу, что у нас с этим явлением в сельском хозяйстве вообщем, и в зерновом бизнесе в частности, мало кто из собственников полноценно боролся, в большинстве случаев в основном из-за отсутствия у собственников соответствующих знаний и недоверия к имеющимся средствам решения этой проблемы.
Вместо комплексных решений, некоторые руководители прибегают к более простым, дешевым и, как они считают, не менее эффективным методам. Например, проверяют каждый год всех сотрудников на полиграфе. Этот способ, безусловно, по-своему эффективен, однако такие средства вряд ли способствуют нормальной атмосфере в коллективе. Кроме того, не каждый специалист, даже тот, который любит свое дело и хочет честно работать, согласится на такие сложные психологические условиях.
Опыт успешных зарубежных компаний показывает, что с воровством можно и нужно бороться через устранение соблазнов, то есть исключение возможности, организацию достаточной контрольной среды, а также прививание общих ценностей и осознания, что все сотрудники делают одно общее дело.
Егор Мисюра, директор КПМГ