Фермерское хозяйство Оазис: 9 лет работы с зерносушилками на соломе
Мелкие и средние фермеры, у которых есть необходимость сушить свое зерно, пристально присматриваются к сушилкам на экологически чистом топливе.
В активе фермерского хозяйства «Оазис», которое находится в Николаевской области и обрабатывает до 5400 гектаров земли, две зерносушилки на возобновляемом биотопливе.
Как рассказал руководитель «Оазиса» Василий Иванович Колесниченко, первый зерносушильный комплекс польской компании AG-Proekt в его хозяйстве появился в 2005 году. Сушилку смонтировали, после того, как в 2004-м на сушку только 1 тонны кукурузы с влажностью 32% пришлось потратить больше 22 литра дизтоплива. Работали в «Оазисе» тогда на старенькой ДСП-20. А урожай получили более 4,5 тысячи тонн. Специалисты хозяйства сели, посчитали расходы, и решили искать способы, как этот процесс удешевить.
Собрались и поехали в Польшу. Посмотрели за Вроцлавом сушильный комплекс на соломе и купили его. За оборудование и монтаж сушилки с теплообменником и уникальной топкой для сгорания заплатили 170 тыс. евро. А вот всю обвязку: емкости, куда выгружается сухая продукция, загрузочную яму, шнек, емкость для отходов, транспортер — специалисты «Оазиса» сделали сами.
Емкость польской сушилки SD-12 по пшенице — 50 тонн. По словам Василия Колесниченко, ее производительность несколько меньше, чем на природном газе или печном топливе. Но руководитель говорит, если сравнивать затраты и вред экологии, то душа поет, несмотря на то что фискальные органы продолжают снимать эконалог вместо обещанных льгот.
«На соломе, комплекс имеет меньшую производительность, потому что там ручная подача. Тюк соломы ставится в тамбурный отсек и заталкивается внутрь. А сама печка перемещает тюки с помощью вращающихся колосников», — рассказывает Василий Иванович.
Поскольку этих мощностей по сушке для хозяйства оказалось мало, старый сушильный комплекс ДСП-20 модернизировали. Вместо дизельного теплогенератора к шахте присоединили печку украинской фирмы СКТБ «Бриг» на соломе и отходах сельхозпроизводства.
Работой обеих сушилок в «Оазисе» довольны.
«За 8 лет у нас только один сгоревший польский двигатель, и то, там было больше нашей вины», — рассказывает Василий Иванович.
Для того, чтобы снизить влагу одной тонны кукурузы на один тонно-процент, в польской сушилке нужно израсходовать 20 килограмм соломы, а для сушилки «Брига» — до 30 кг.
Василий Иванович говорит, что в «Оазисе» люди, занятые на сушке продукции, с учетом ответственности этой работы, весьма высокооплачиваемые. Шутит, как пенсионеры в Европе.
«И в 2012, и в 2013 гг мы помимо своей продукции порядка 5 тыс. т кукурузы сушили соседям. Таким образом, зарабатываем на услугах. Сушка у нас стоит 18 грн за 1 тонно-процент. Цена ниже, чем на ближайших элеваторах. А с учетом сопутствующих услуг, значительно ниже», — рассказывает Василий Колесниченко.
Он подсчитал, что при сушке 10 тысяч тонн зерна на одну плановую тонну (6 тонно-процентов) истратили 2000 тонн соломы. А тонна соломы с поля в «Оазисе» обходится до 150 грн. Сумма в итоге получается не такая уж и маленькая. Поэтому в планах хозяйства переход на более дешевое сырье, а конкретно на щепу.
«Солома, кроме всего прочего, не дает возможности полностью автоматизировать процесс сушки. Если переделывать солому в гранулы, это довольно энергоемкий процесс. Гранула будет иметь себестоимость порядка 450 грн за тонну. А щепа дешевле. У нас есть заросшие деревьями паи, которые сегодня нам достаются от бывших хозяйств, а также вышедшие их своих границ лесополосы вдоль полей. Кроме того, есть санитарная чистка тех посадок, которые находятся в пользовании. Мы за них отвечаем. Выписываются лесные билеты, и пошла наша зарубежная чудо-техника топливо добывать и лесонасаждения вместе с землепользованием в порядок приводить. Попутно помогаем ДРСУ. Избавляем их от необходимости зачищать вручную кустарники вдоль автострад. Через год-два они вновь отрастут, поэтому проблем с щепой у нас не будет», — рассказывает Василий Иванович.
В 2014 году специалисты фермерского хозяйства запланировали модернизировать и заменить теплообменники и теплогенераторы.
«На повестке дня усовершенствование процесса сгорания — это точность и скорость сушения продукции. Мы хотим пригласить тех людей, у которых мы брали эту печку, потому что и у них, и у нас есть новые идеи. Если еще есть у кого-то идеи, мы с удовольствием послушаем и передадим свой опыт: в сельском хозяйстве среди производителей конкурентов нет. Оппонирует крестьянину обычно природа, и, как ни странно, собственное государство. Обмен будет очень ценен и необходим. Бриговская сушилка у нас останется как вспомогательная. Ее легче отремонтировать, дать ей вторую жизнь лет на 5-6. Ну, а в дополнение смонтировать еще такую, как польская, с учетом накопленного опыта», — поделился своими планами руководитель «Оазиса».
Василий Иванович подчеркивает, для него, как для руководителя важно, чтобы и в собственном хозяйстве, и в селе, где он живет и работает, был такой же порядок, как в Европе. А там, кроме того, что все работы выполняют на совесть, большое внимание приделяют рациональному использованию природных ресурсов. Те же сгоревшие в зерносушилках солома, послеуборочные отходы, щепы, используются как удобрения на полях. И это тоже дает свой позитивный эффект.
«Нужно рационально и бережно относиться ко всему, что дает природа. Нам на этой земле еще жить и работать», — резюмирует Василий Колесниченко.