ТОП-8 выводов из АгроЭкспедиции 2015 по элеваторам

ТОП-7 выводов из АгроЭкспедиции 2015 по элеваторам

АгроЭкспедиция 2015 по элеваторам осталась позади. Члены нашего агропутешествия успели перевести дух и проанализировали информацию, которую получили в ходе поездки. Представляем Вашему вниманию ТОП-7 выводов об элеваторном рынке, которые мы сделали, исходя из нашего небольшого среза.

1. Автоматизация увеличивает эффективность

Элеваторы с современным оборудованием и современной автоматизацией позволяют предприятию работать более эффективно. Такой вывод в ходе «АгроЭкспедиции 2015» сделал руководитель департамента «Интерпроект GmbH. Автоматизация» Михаил Мельник.

От автоматизации многое зависит

«Коллектив, из одинакового количества людей, условно из 40-50 человек, может перевалить 35 тыс. т за год, а может — 360 тыс. т. Эффективность этих людей разная. Причина такого отличия — автоматизация технологического процесса. Мне как разработчику таких систем очень приятно видеть, что они нужны на рынке и от них есть польза. Приятно также, что наши потенциальные клиенты заинтересованы в модернизации своих предприятий, и думают не о сиюминутной выгоде, а о работе на перспективу», — подчеркнул Михаил Мельник.

2. Старый «конь» зерна не портит

Несмотря на то, что современные элеваторы с металлическими силосами сегодня превалируют, старые зернохранилища — напольные склады и элеваторы с железобетонными силосами — не сдают своих позиций. Последние, похоже, обретают второе рождение, что и подтвердила АгроЭкспедиция.

В нашем маршруте было два элеватора с СОГовыми силосами. Это элеватор компаний «Агроград В» и «Зерновой Базы Украины». Причем оба они были перепрофилированы.

Силосы Агроград В

Элеватор «Агроград В» ранее использовался для семян свеклы, теперь принимает зерновые. А вот «Бердичевский элеватор» «Зерновой Базы Украины» изначально функционировал как комбикормовый завод, затем более 10 лет простаивал, пока его не выкупил нынешний инвестор. Генеральный директор «Зерновой Базы Украины» Алтынбек Мустапаев уверен, строить новый элеватор дороже, чем модернизировать старый, потому что в расходной части объекта не только оборудование, но и вся инфраструктура.

«Компании, которые несколько ограничены в средствах, идут на покупку элеватора старых образцов, для них это оптимальное решение с точки зрения ликвидности бизнеса», — говорит специалист по агробизнесу «Креди Агриколь Банка» Игорь Гуржий.

3. При выборе оборудования думают о качестве зерна

Сегодня любой элеватор, будь то современный или с напольными складами 70-х годов, в своей работе ставят во главу угла высокое качество зерна. Исходя из этого, уделяют особое внимание выбору оборудования.

Как отметил главный инженер проектов компании TORNUM Виталий Фицик, тенденция такова, что большинство компаний отдает предпочтение всемирно известным маркам элеваторного оборудования, особенно это касается зерносушилок.

«Они комфортны в работе и в сервисном обслуживании», — говорит специалист.

Зерносушилка Tornum

Вместе с тем он отмечает, что существует много комбинированных решений, где используется как импортное, так и отечественное оборудование. Все зависит от финансовых возможностей компании.

Определяется ряд позиций, где отечественное оборудование сумело приблизиться по качеству к импортному и завоевало свои позиции. В частности, это силосы, частично транспортное оборудование, измерительное, и так далее.

«Такая конкуренция стимулирует рынок и заставляет его двигаться в сторону современных технологических решений. Появляются новые разработки и достижения в области автоматизации и в области измерения. Это все объединяется в хорошем технологическом оборудовании и сокращает потери зерна», — уверен Виталий Фицик.

4. Акцент на быструю приемку

При выборе оборудования для элеваторов, особенно лабораторного, кроме качества зерна много внимания уделяют и такому фактору, как быстрая его приемка. Этот момент важен как для элеваторов, которые работают с давальческим зерном, так и для тех, кто обслуживает свою компанию. Агроэкспедиторы были приятно удивлены, что из 10 элеваторов, которые удалось посетить, в восьми лабораториях стоял прибор для экспресс-анализа «Инфратек». И это несмотря на его внушительную стоимость.

5. Новое строительство идет не быстро

Еще один вывод, который можно было сделать из нынешней АгроЭкспедиции по элеваторам, касается строительства этих объектов в 2015 году. Если раньше зернохранилища активно строились, причем за короткий срок, то сейчас экономические проблемы существенно повлияли на эти процессы со знаком минус. Тяжелее всего приходится маленьким компаниям.

Например, ООО СП «Агропроммаш» свой элеватор начал строить еще в 2013 году, и, по словам главного инженера компании Андрея Лещенко, тогда же планировали его и закончить. Но хозяйству с банком земли в 4 тыс. га, пертурбации в экономике, стали помехой. Из-за нехватки средств, строительство растянулось на несколько этапов.

Элеватор Агропроммаш

Несколько легче, хотя и не без проблем строятся крупные компании. Жмеринский элеватор «Агросити-Инвест» с мощностью хранения 40 тыс. т, который запустили в работу в сентябре этого года, возводили восемь месяцев. Для сравнения еще один элеватор из маршрута АгроЭкспедиции — Артемовский филиал «НИБУЛОНа» с мощностями 75 тыс. т в 2010 году закончили за 89 дней.

Как отметил представитель «Креди Агриколь Банка» Игорь Гуржий, сейчас компании в основном стараются привлекать на строительство элеваторов собственные оборотные средства, а это не всегда хорошо влияет на результат, реализация проектов затягивается.

6.Элеваторы для собственных нужд

Часть элеваторов, которые строятся в Украине, не имеют цели получить прибыль от посторонних поклажедателей. Компании готовы вкладывать миллионы гривен в свои объекты, чтобы создать для себя удобную зерновую инфраструктуру и застраховаться от рисков сотрудничества с чужими элеваторами. В таких случаях зернохранилища являются лишь вспомогательными цепочками в общей схеме деятельности той или иной компании, главным бизнесом которых является реализация собственного зерна.

Элеватор Сварог Буковина

Как правило, такие элеваторы строят там, где располагается значительное количество земель одной компании. В рамках АгроЭкспедиции мы познакомились с несколькими такими предприятиями.Одно из них — «Сварог-Буковина» компании «Сварог Вест Групп». Элеватор имеет мощности хранения 58 тыс. т и состоит из двух частей, которые расположены на одной территории. Это напольные склады, где можно хранить 18 тыс. т зерновых и новый элеватор с металлическими силосами общим объемом 40 тыс. т.

Мощности элеватора полностью загружаются собственным зерном компании. В этом году новая часть зернохранилища уже сделала 1,5 оборота.

«Вокруг элеватора находятся только наши земли, и мы доставляем сюда все свое зерно. Другим аграрным компаниям везти нам накладно и бессмысленно», — объяснил причину «закрытости» этого элеватора начальник инженерно-технического отдела компании Петр Нерубайский.

Такая же ситуация и у элеватора ООО СП «Агропроммаш». Зернохранилище строится в первую очередь для собственных нужд, ведь в округе расположены только их земли. Правда, работу с другими поклажедателями в будущем здесь не исключают.

Такие элеваторы «для себя» имеют сразу несколько выгод. Они уменьшают стоимость очистки, сушки и хранения своего зерна. Могут оценивать качество собственного урожая, а главное хранить свои зерновые до лучшей цены.

7.Фермеры «наступают» на элеваторы

Мелкие и средние аграрии, которые имеют больше 1 га земли, все чаще стали строить свои элеваторы. По оценкам элеватористов, это повлекло за собой сразу два момента.

Во-первых, элеваторы теряют свой главный заработок на сушке зерна.

Крупным элеваторам, учитывая эту тенденцию, приходится делать акцент на другие услуги, зарабатывать на приемке, хранении и отгрузке.

«Элеваторы становятся перевалочной базой», — резюмирует директор Артемовского филиала компании «НИБУЛОН» Денис Рябинин.

Второй, момент, связанный с низким качеством зерна, которое поступает от мелких и средних аграриев с их зерносушильных комплексов.

«Если допустимый максимальны показатель битого зерна — 8 %, то от фермеров нам везут зерновые с показателем, который достигает 60%. А влажность оказывается 12%. Кому нужно такое зерно? Оно поврежденное — и в этом самая большая проблема», — сокрушается директор «Агроград В» Анатолий Павличенко.

Анатолий Павличенко

«Зерно совершенно не соответствует требованиям экспортных контрактов. Там не досушили, там побили, там посушили на солярке — есть запах, и так далее», — объясняет руководитель отдела внешнеэкономической деятельности ОАО «Торговый дом «НАСИННЯ» Юрий Кравчук.

По его словам, кроме всего прочего, это зерно часто бывает очень повреждено вредителями.

8. Диверсификация рисков

Как бы ни было экономически сложно, однако с каждым годом количество элеваторов в Украине увеличивается. Соответственно, растет конкуренция. Общаясь с руководителями элеваторов, которые посетила АгроЭкспедиция, мы проявили еще одну тенденцию — чтобы выжить, часть предприятий пытается определенным образом диверсифицировать свои риски. Варианты у всех разные.

В частности генеральный директор «Зерновой Базы Украины» Алтынбек Мустапаев, учитывая значительную конкуренцию вокруг Бердичевского элеватора, планирует построить рядом мельницу, что позволит включить элеватор в замкнутую цепочку с переработкой зерна. Такой вариант был очень распространенным в советское время. Некоторые предприятия работают по подобной схеме и сейчас. В качестве примера «Мариупольский мелькомбинат». Там успешно функционирует зерновой комплекс, в составе которого есть мельница и элеватор.

Другой вариант диверсификации рисков — трейдинг. На него делает активную ставку компания «Агроград В» в Виннице. По такой же схеме работают и элеваторы крупных компаний: Артемовский филиал «НИБУЛОНа», Червонозаводской элеватор UkrLandFarming и другие.

Такие выводы можно было сделать из АгроЭкспедиции по элеваторам 2015. О тенденциях 2016 года мы расскажем вам после очередного нашего агропутешествия.