Украина может потерять самого крупного импортера пшеницы

Украина может потерять самого крупного импортера пшеницы
Украина может потерять самого крупного импортера пшеницы
Джерело фото: Elevatorist.com

В течение последних трех сезонов Индонезия поднялась с 4 на 1 место среди импортеров украинской пшеницы. В 2018/19 МГ в эту страну было экспортировано  2,6 млн тонн украинского зерна. Однако Индонезийское агентство сельскохозяйственного карантина (ИАСК) помимо требования проводить термическую обработку зерна от спор Tilletia laevis и Tilletia tritici в порту отправителя, начало настаивать на проведении анализа зон выращивания пшеницы и присвоения им статуса свободных зон или зон с низкой зараженностью вышеуказанными грибковыми спорами.

Введение зон выращивания пшеницы свободных от Tilletia laevis и Tilletia tritici может заблокировать украинский экспорт в Индонезию. Об этом пишет АПК-Информ.  

«Если введение данных требований для ячменя существенно уменьшило объемы поставок данной культуры в КНР, то в случае с пшеницей мы вообще можем потерять рынок Индонезии, ведь при неизбежном удорожании экспортных процедур украинские экспортеры потеряют конкурентоспособность по сравнению с продавцами из других стран, которые активно поставляют пшеницу в Республику Индонезия (РФ, США, Австралия, Аргентина и др.)», — объясняет заместитель генерального директора по торговле СП «НИБУЛОН» Владимир Славинский.

Президент ФАУ Владислав Седик считает, что в таких требованиях мало логики.

«Если мы выращиваем пшеницу, и в период вегетации инспектор подтверждает, что данное поле является свободным от грибковых болезней, то, по сути, он подтверждает, что данное зерно потенциально может экспортироваться в Индонезию. Однако дальше это зерно направляется на хранение на элеватор, где оно перемешивается с необследованным зерном, затем снова перемешивается при транспортировке ж/д вагонами в порт, затем на терминале и т.д. Вариантов, где может произойти перемешивание с необследованным зерном или его подмешивание в сертифицированные партии, множество. И все это доказывает, что в данном требовании мало логики, а есть только бюрократия и коррупция», — заявил Владислав Седик.

Он также отметил, что в складах для хранения зерна и зерновых терминалах отсутствует оборудование, которое может проводить термическую обработку при температуре 70-80°C в течение 10-20 мин. для партий груза объемом 55-60 тыс. т.

«Кроме того, партии груза накапливаются и хранятся в портовых терминалах в основном обезличенно. Согласно действующему законодательству, отбор проб осуществляется при погрузке судна. Поэтому реальное фитосанитарное состояние груза НОКЗР получает в то время, когда зерно находится уже непосредственно в трюме. Это делает невозможным проведение дополнительных обработок, тем более термических. То есть процедурно это фикция. Но, к сожалению, наша профильная служба почему-то просто приняла эти требования и пообещала их выполнять, что, откровенно говоря, удивляет», — добавляет Президент ФАУ.

Как отметил заместитель начальника управления фитосанитарной безопасности Госпотребслужбы Вадим Чайковский, выполнить данное требование в полное мере тяжело, но реально.

«Должно быть принято согласованное решение между представителями элеваторов, экспортерами, сельхозпроизводителями об обеспечении прослеживаемости по всей маркетинговой цепочке. Я считаю, что стратегически можно и нужно подойти к этому вопросу более либерально и составить международный договор, согласованный обеими сторонами. В настоящее время у нас продолжаются переговоры и поиск компромисса, который удовлетворил бы интересы всех участников торговли», — объяснил он.