Александр Коляда: Как «перегрузы» разрушают рынок перевозок в Украине

Александр Коляда: Как «перегрузы» разрушают рынок перевозок в Украине

Ситуация с разбитым дорожным покрытием хорошо знакома каждому украинцу, который хотя бы раз отправлялся в путь на автотранспорте. И большинство граждан уверены — наши дороги портят алчные водители перегруженных фур. Доля правды в этом есть, конечно. Но давайте, объективности ради, попробуем посмотреть на ситуацию глазами самого водителя зерновоза. Знакомьтесь — перевозчик Александр Коляда, написавший об этой проблеме целый блог на Zernovoz.ua.

Привет! Давайте знакомиться. Меня зовут Александр, мне 34 года, я занимаюсь перевозкой зерновых сельскохозяйственных культур грузовым автотранспортом. На водительском лексиконе — «зерновоз». Собственно этим и зарабатываю на жизнь, это мое ремесло.

В данной области я с 2011 г. Работаю самостоятельно на собственном грузовике, поэтому, без сомнения, могу сказать, что вижу все аспекты воочию и чувствую их на «собственной шкуре». Начинал, как и большинство, на старом КамАЗе, но со временем перешел на автомобиль европейского производства. За это время приходилось столкнуться с большим количеством вызовов. Кого они закаляют и учат, а кого-то выбивают из колеи и заставляют задуматься над целесообразностью выбора, а впоследствии — продать грузовик и искать счастья на другом поприще.

Сегодня я хочу рассказать о проблеме, которая прямо или косвенно касается каждого из нас — это перевозки зерна с нарушением допустимых весовых норм, так называемый «перегруз». Я изложу свое видение того, как он влияет на перевозчиков: почему одни, не видя альтернативы, везут «перегруз», а другие могут работать в рамках правил.

Поехали?
Для начала хочу отметить, что все утверждения в этом рассказе являются моими собственными суждениями, которые основываются на моем же опыте или опыте других коллег-зерновозов, и не являются экспертной точкой зрения. Поэтому не стоит их воспринимать как аксиому.

Прежде всего, нужно определить основные причины, которые заставляют или подталкивают перевозчиков брать лишнего, то есть везти «перегруз», а затем более подробно раскрою каждую из них. Для себя я выделяю две основные: безысходность и безнаказанность, а другие, мелкие, являются производными от них.

Безысходность

Пожалуй, каждому из нас приходилось слышать подобные слова: «... а что я один могу сделать? Не поеду я — поедет другой ... ». Да, можно с этим согласиться, ведь за последние годы достаточно четко сформировался стереотип о том, что все зерновозы везут «перегруз», а первым словом, которое приходит рядовому украинскому водителю в голову когда он видит такую машину — это, конечно, «перегруз» . И с этим можно согласиться.

Каждый перевозчик сам выбирает, как ему работать, однако есть ряд факторов, которые его подталкивают везти «перегруз». Одним из них является цена.

Последние годы цена на перевозку зерна формируется так, что если везти так называемую «норму», то есть в пределах разрешенных параметров, то это перекрывает только себестоимость перевозок — когда перевозчик выходит «в ноль» и не имеет никакой финансовой выгоды из такой перевозки.

Особенно актуальной эта проблема становится в период межсезонья, когда высвобождается значительное количество автотранспорта, а заказов на перевозку становится намного меньше. Заказчик, исходя из этого, формирует цену, опуская ее по возможности больше, а если находятся перевозчики, которые принимают такие загрузки, то заказчику нет смысла ее увеличивать.

Ни для кого не является секретом или новостью, что цена на рынке формируют именно те перевозчики, которые позволяют себе брать подобные загрузки с низкой доходностью, ведь в наше время информация распространяется очень быстро. Как следствие, все имеют подстраиваться под эти условия и «играть» по этим правилам, ведь когда начинаешь переговоры по увеличению цены, то у заказчика есть главный аргумент: не поедешь ты — поедут другие. В таких условиях перевозчики, не имеющие возможности переждать период межсезонья, просто вынуждены подстраиваться. А работа — это не только хобби, она должна приносить кроме удовольствия еще и финансовую выгоду, поэтому перевозчики и вынуждены брать «перегруз», чтобы хоть какие-то средства.

Другой момент заключается в том, что «аппетит» у всех разный, отсюда и разные величины «перегруза»: для кого достаточно 30 т, а для кого-то и 50 мало. Но это тема для другой статьи и я не буду в нее сейчас углубляться.

Подытожив, скажу, что безысходность, как таковая, существует и имеет значительное влияние в вопросе «перегрузов». Но стоит отметить, что, в основном, к ней мы, перевозчики, сами себя подталкиваем, принимая загрузки с минимальной доходностью.

Безнаказанность

Безнаказанность является второй большой причиной, которая подталкивает перевозчиков возить больше положенного.

На сегодня государство декларирует высокий уровень обеспокоенности состоянием автомобильных дорог и принимает меры по предотвращению их разрушения. Реформированы правоохранительные органы, создан орган, на который возложены контролирующие функции в области грузоперевозок, выстраивается сеть точек на автодорогах, на которых должны контролировать соблюдение требований перевозчиками при осуществлении грузоперевозок, организована система взвешивания автомобилей.

Когда читаешь подобные слова, то создается впечатление, что все организовано правильно. Но есть одно «НО». Ни для кого не секрет, что у нас если чего-нибудь нельзя, а решение принимает живой человек, то за определенную сумму — все-таки можно. И вот когда видишь постоянное движение грузовиков с «перегрузом», то подсознательно понимаешь, что контролирующие органы либо не выполняют свои функции, либо закрывают глаза на нарушения. Закрывать глаза на такие факты, да еще и массово, можно только, видимо под влиянием определенных факторов, в том числе финансовых.

Неоднократно приходилось слышать, как сотрудники контролирующих органов, осуществляющих взвешивания на пунктах ГВК (габаритно-весового контроля) за определенную сумму пропускают грузовики с «перегрузом». В подтверждение таких фактов приходилось видеть сюжеты на телевидении о подобных схемах. Из этого можно сделать вывод, что явление носит системный характер, а система ГВК не выполняет свою главную функцию и служит «кошельком» для сбора средств с перевозчиков (как когда-то ГАИ).

Еще одним из факторов безнаказанности является система ответственности за перегруз. На сегодня единственный, кто отвечает в таких случаях — перевозчик. На него накладывается штраф, который зависит от величины «перегруза» и расстояния, на которое перевозится груз.

В это время остальные участники ничем не рискуют: ни владелец груза, ни отправитель, ни получатель никакой ответственности не несут. Именно поэтому их и не интересует данный вопрос, а в большинстве случаев им даже интереснее сотрудничать с такими перевозчиками, ведь выгоднее найти один грузовик, который возьмет 40 т груза, чем две по 20 т.

Фермеру вроде и без разницы, сколько загрузить зерна в автомобиль, но в условиях недостатка транспорта выбирать не приходится; трейдеру легче «провести» одну единицу транспорта, разгрузочным терминалам выгоднее также принимать транспорт с «перегрузом», ведь это существенно сокращает время на прием одного и того же о объема зерна. Им безразлично, потому что они ничем не рискуют, кроме некоторых несущественных моментов. И вот это равнодушие и привело к той ситуации, в которой мы оказались сейчас.

Кто в этой ситуации мог бы решить вопрос и каким образом? Я думаю, это функция исключительно государства, которое должно ввести ответственность за «перегруз» и для других участников перевозки — в частности, для владельца груза, отправителя и получателя, чтобы каждый знал: за несоблюдение норм обязательно будет штраф и все перевозчики были в равных условиях.

Но дальше декларирования стандартов и намерений дело не идет. А поправки в законы в виде законопроектов, которые призваны урегулировать этот вопрос, годами висят в Верховной Раде без рассмотрения. Возможно потому, что кому-то они очень не нужны, ведь не секрет, что бизнес и политика в нашей стране тесно переплетены.

Одним из таких является Законопроект 6644 от 23.06.2017 года о внесении изменений в Закон Украины «Об автомобильном транспорте» (относительно соблюдения участниками рынка автомобильных грузовых перевозок норм законодательства в части весовых и габаритных параметров транспортных средств). Он утвержден профильным комитетом, рекомендован к рассмотрению в зале Верховной Рады, даже включен год назад в повестку дня, но очередь до него так и не дошла. Выводы делайте сами, а для меня все очевидно.

В целом создается впечатление, что государство или отдельные его органы вместо того, чтобы ограничивать такое явление как «перегруз», наоборот, в нем заинтересованы, а участники рынка перевозок этим пользуются.

По вопросу безнаказанности стоит отметить, что контролирующие органы не выполняют возложенные на них функции и не работают в направлении уменьшения количества «перегруз» на наших дорогах, а иногда создают условия для их существования путем создания коррупционных схем.

Также хочется отделить такой фактор как «недобросовестные перевозчики». Это перевозчики, пренебрегая всеми правилами и нормами, утверждают: «... я возил  «перегруз»и дальше буду возить». Обычно они не воспринимают никаких аргументов, их интересует только финальный результат — деньги. В противовес им есть другая категория — «добросовестные», которые пытаются работать в рамках и легально. Обнадеживающим является то, что со временем вторых становится все больше.

Можно ли все это побороть? Я думаю, что можно, но эта задача нелегкая и в большей степени зависит от государства, оно должно несколько изменить политику и принципы в области грузоперевозок, создав для перевозчиков более или менее равные условия и правила. Самым же перевозчикам ничего не останется, как придерживаться этих правил.

Как перевозчик, я надеюсь, что когда-то такие времена наступят, ведь так должно быть ...