АгроЭкспедиция по элеваторам 2016. День 2. Хмельницкая и Винницкая области

День 2. Хмельницкая и Винницкая области

Во второй день нашей АгроЭкспедиции мы посетили два очень интересных современных элеватора в Хмельницкой и Винницкой областях. Каждый из них имеет свою изюминку и у каждого предприятия есть чему поучиться, особенно в плане работы с клиентами. Впрочем все по порядку.

Поддерживают АгроЭкспедицию по элеваторам наши надежные и проверенные партнеры: шведская компания TORNUM, которая занимается изготовлением элеваторного оборудования и строит элеваторы «под ключ»; банк-партнер аграриев Credit Agricole, а также компания, которая специализируется на проектировании элеваторных комплексов DELTA engineering.

Начали с Балинского участка Кононовского элеватора компании «Кернел». Он находится в Дунаевецком районе Хмельницкой области.

Встречал нас директор — Александр Яблуновский — человек уникальной судьбы, элеваторщик с самого рождения. И это не метафора, Александр Васильевич действительно родился на элеваторе, где работала его мама.

Директор Кононовского элеватора компании «Кернел» Александр Яблуновский

Он рассказал, что элеватор построен в 2013 г. и имеет общие мощности по единовременному хранению 140 тыс. т плюс оперативные силосы на 12 тыс. т. Работают на зернохранилище 87 человек.

На элеваторе установлено оборудование преимущественно американской компании CHIEF. Это силосы, транспортное оборудование, и зерносушилки. Отечественного производства здесь только лишь «оперативники», одна нория и сепараторы.

Кононовский элеватор компании «Кернел»

Строили зернохранилище практически в одну очередь, единственное, что добавили немного позже — две зерносушилки. Теперь их на элеваторе четыре, хотя все четыре одновременно работают редко. Расход газа на 1 тонно-процент приблизительно — от 1,08 м³ до 1, 45 м³, в зависимости от того, какую культуру и с какой влажностью сушат.

По словам главного инженера элеватора Владимира Годованюка, в час 4 сушилки используют 7,2 тыс. кубов газа.

Мощность каждой зерносушилки — 150 т в час при съеме 5% влажности по кукурузе.

Такие мощные зерносушилки здесь установлены не случайно. Элеватор строился для приемки кукурузы, а она в этом регионе шла всегда с высокой влажностью. Сегодня в регионе кардинально изменились климат и сроки посева, поэтому кукуруза идет с полей практически с базовой влажностью — 14-15%. Самые высокие показатели по влажности здесь доходят разве что до 21%. Все это не выгодно элеваторам, так как теряется заработок на сушке.

Учитывая ннынешние реалии, помимо «царицы полей» Балинский участок Кононовского элеватора начал принимать понемногу подсолнечник. В этом сезоне поставили уже свой «рекорд» — приняли 58 тыс. т этой культуры.

Всего же с начала сезона через элеватор прошло более 300 тыс. т зерновых.

«И это не предел, есть еще к чему стремиться. Мы хотим принять 350 тыс. т», — делится планами Александр Яблуновский.

По его словам, за три года работы зернохранилище дошло до оборачиваемости в миллион тонн.

Если раньше элеватор работал только с зерном компании «Кернел», то сегодня он принимает зерновые и у третьих лиц, преимущественно у фермеров. С начала сезона уже приняли 43 тыс. т.

Хотя работать с фермерами непросто. Они все больше зерна оставляют у себя в хозяйствах.

«Перестраивают под склады коровники, устанавливают ЗАВы и зерносушилки и везут на элеватор свое зерно только тогда, когда им нужно его продать, чтобы что-то купить», — делится руководитель элеватора.

К сожалению, по его словам, не редки случаи, когда такое зерно приходится возвращать, так как оно либо пересушено, либо заражено, и исправить ситуацию уже невозможно. Фермеры еще не научились работать с элеваторным оборудованием, которое устанавливают у себя в хозяйствах, поэтому сами же себя и вводят в убытки, портя свою продукцию. Не умеют сушить, не проводят фумигацию.

Из-за всех вышеперечисленных моментов, а также из-за скачков доллара срок окупаемости строительства элеватора увеличивается вдвое. Изначально планировалось, что это будет 5 лет, но сегодня становится понятно, что за такое время его не окупить даже при том, что финансовым показателям здесь уделяют очень большое внимание. Чтобы покрыть затраты и «увеличить свою дельту» в этом сезоне на Балинском участке Кононовского элеватора подняли цены на услуги в среднем на треть. Реакция рынка была неоднозначная.

 «Некоторые от нас ушли. Но есть такие клиенты, которые после того, как отправили три машины на разные элеваторы и сравнили обслуживание, везут зерно только к нам. Говорят: У вас дороже тарифы на услуги, но в целом получается дешевле, нежели на тех элеваторах, где цены ниже, — улыбается Александр Васильевич. — Почему так получается? Мы не делаем лишних снятий, не отпускаем ни одну машину без зачищенного борта — вычищаем все до остатка, у нас все честно и прозрачно».

 Кроме того, на элеваторе стремятся ускорить приемку зерна.

«Приемка начинается с охраны. Машина приезжает, регистрируется, данные о характеристике груза о том, откуда он привезен, номере машины, фамилии водителя, и так далее, вносятся в специальную программу и становятся открытыми для всего элеватора. Затем машины заезжают на весы, отбирается проба зерна для лаборатории, взвешивается и тогда уже направляется на выгрузку. Если большой поток машин, выезжает зерновоз через выездные весы, если же поток небольшой, через те же, что и заезжал», — объяснил схему приемки зерна Александр Яблуновский.

Кстати сказать, машина на визировке здесь стоит 5-7 минут. Качество зерна определяется прибором «Инфратек», и согласно с этим показателем оно направляется в один из силосов. Далее развернутые анализы проводятся по среднесуточной пробе ночной сменой.

Повысить свои финансовые показатели на элеваторе стремятся также с помощью уменьшения расходов энергоресурсов. Для этого здесь предпринимают целый ряд шагов. В частности, очень взвешенно изначально подошли к компоновке оборудования.

«Наши 4 зерносушилки мы делаем спаренными, чтобы транспортеры были загружены не на 30-40%, а на полный объем. Две сушилки работают с одним транспортером и одной норией. То есть задействовано минимальное количество оборудования, а значит, экономится электроэнергия. Такая схема движения зерна позволяет также уменьшить и количество боя»,— говорит Александр Яблуновский.

Но это еще не все секреты экономии.

«Благодаря нашим оперативным емкостям есть возможность разделять кукурузу по влажности. Это позволяет выводить зерносушилки на оптимальный режим работы. Получается минимальное использование газа для сушки зерна. Еще один момент, если кукуруза будет закладываться на какой-то период на хранение, то мы ее не досушиваем до базисных показателей. К примеру, при базисе 14%, досушиваем до 15 %. Выпускаем в силос и активно вентилируем. И этот лишний процент влаги уходит в процессе хранения. Получается двойная выгода. Экономия газа и уменьшение боя кукурузы. Как известно, если эта культура пересушена, то сильнее бьется», — объясняет руководитель.

Рассказали нам здесь и о своих методах борьбы с насекомыми. На элеваторе не проводят фумигацию, вместо нее зерно «замораживают» с помощью активной вентиляции. В силос нагнетается холодный воздух и температура в нем сохраняется до -5. При такой температуре насекомые погибают.

По-своему здесь борются и с износом самотеков. На элеваторе используют гасители скорости падения зерна.

 Хотя, по словам руководителя, позитивный эффект от гасителя скорости может быть нивелирован из-за неправильного угла наклона самотека, а это уже претензии к проектировщикам элеватора — компании «Кировоград Агропроект». Александр Яблуновский считает, что представители компании при проектировке не выдержали высоты и не учли углы наклона.

 

Пока на элеваторе присматриваются к футеровке самотеков полиуретаном и изучают в этом плане опыт коллег.

 Выспросив все секреты этого элеватора мы отправились дальше.

 Очень эксклюзивный элеватор Агродар-Бар 

Второй элеватор, который мы посетили в этот день — элеватор «Агродар-Бар», входящий в группу «Агропросперис». Зернохранилище находится в с. Межлесье Барского района Винницкой области. Его силосы хорошо видны с дороги, поэтому найти его не составило никакого труда. 

Элеватор был введен в эксплуатацию в 2011 г. Строительство началось осенью 2010 г. Сейчас терминал работает свой шестой сезон. 

Знакомил АгроЭкспедиторов с предприятием генеральный директор элеватора Роман Андрейкив. Он тут же предложил нам осмотреть элеватор в довольно необычной форме — представив себя семенами подсолнуха. Поскольку мы еще ни разу не представляли себя семечками, то немедленно согласились. И тут же были отправлены на визировку.

 

Генеральный директор элеватора «Агродар-Бар» Роман Андрейкив

На точке визирования установлены автоматические пробоотборники InterSystems. На предприятии стараются максимально уйти от человеческого фактора, поэтому автоматизацией отбора проб не ограничились — внесли также некоторые изменения в бизнес-процесс прохождения транспорта по территории элеватора.

«Взвешивание автоматизировано, весовщик, как таковой, не принимает участие в процессе, водитель взвешивает себя сам с помощью магнитной карточки, которую ему выдают. Смотрите, немного дальше стоят электронные терминалы, с помощью этой карты водитель сам активизирует и контролирует все процессы — всю информацию о своей машине он видит на дисплее и может проверить, действительно ли она совпадает с ТТН, с которой он приехал к нам на терминал», — объясняет Роман Андрейкив.

Такое технологическое решение значительно ускорило прием автотранспорта на элеваторе. Раньше терминал принимал по 4-5 автомобиля в час, а после внедрения этой системы оформление транспорта, взвешивание, отбор проб и оперативный анализ зерна с одной машины занимает 5 минут. То есть, за час предприятие пропускает сейчас 10-15 единиц автотранспорта.

«Карточная» система функционирует у нас уже третий год. Наш элеватор был инициатором этого нововведения и мы стали первыми в нашей группе, кто его реализовал. Когда мы говорим об обслуживании клиента, о модернизации, ключевым моментом для нас является вопрос времени. Сюда входит и скорость уборки урожая, и скорость размещения зерна на хранение, скорость исполнения контрактов. Это все деньги, деньги, деньги...», — улыбается хозяйственный руководитель предприятия.

Развернутый же, полный анализ качества зерна проводится по среднесуточной пробе. В зависимости от показателей сорности и влажности, продукция дальше направляется на очистку и сушку. Очищают зерно на элеваторе с помощью сепараторов Buhler. На терминале также установлены 3 сушилки — одна шведской компании TORNUM и еще две — американские Grain Handler. Как нам объяснил Роман Андрейкив, таких в Украине всего 5-6 штук, это сушилки шахтного типа, с тем же принципом работы, что и всем хорошо знакомая ДСП. Мощность шведский зерносушилки — 75 т/ч, а заявленная производительность у «американок» — 70 т/ч. Хотя, как признается руководитель, она все же несколько меньше.

Сушилки TORNUM

Сушилка TORNUM дополнительно оборудована пылеулавливающим бункером. Все сушильное оборудование работает на природном газе. В зависимости от погодных условий, расход газа на предприятии может составлять 1-1,5 млн кубов газа в сезон. Однако об альтернативе на элеваторе говорят с осторожностью — она при таких объемах и мощностях довольно затратна.

«Мы себя подстраховали, когда завязали на сушилку TORNUM сжиженный газ. Это было сделано, когда были проблемы с поставкой газа, для того, чтобы мы могли гарантированно выполнить свои обязательства. Рассматривали мы также вариант пеллет и щепы — они потребуют достаточно больших инвестиций при наших мощностях. Это сумма в 15-20 млн грн на одну сушилку. У нас довольно мощные горелки, их надо будет ввязать в систему подачи топлива… поэтому мы этот вопрос не закрыли, а отложили его. Сейчас рассматриваем другие предложения, и, возможно, найдется какой-нибудь другой вариант, который для нас будет дешевле и  более приемлемый. Но пока этот вопрос остается открытым. Просто при таких больших затратах будет слишком большой период окупаемости. Возможно, мы будем двигаться в несколько ином направлении экономии энергоресурсов. Вы видели там бункер обеспыливания на сушилке TORNUM? Мы его поставили с перспективой отбора теплого воздуха и обратной рециркуляции на сушилку. Это более реальный вариант», — объясняет Роман Андрейкив.

Пока же на предприятии экономят газ с помощью организации бесперебойной работы сушилок, для того, чтобы избежать затрат на разогрев оборудования.

Но сэкономить можно еще и на грамотной организации технического обслуживания и проведении регламентных и профилактических работ на элеваторе. Для этого у главного инженера предприятия была установлена программа, дающая возможность специалисту отслеживать наработку часов для каждой единицы оборудования.

«Он видит всю эту информацию, компьютер не дает ему забыть своевременно обслужить. Таким образом мы уходим от аварийных режимов, от поломок и, соответственно, удешевляем обслуживание и ремонтные работы. Плюс еще работа линий с максимальной продуктивностью. Полная нагрузка на линии дает нам возможность уменьшить время работы оборудования и его износ. А также уменьшить расход электроэнергии», — подсчитывает Роман Андрейкив.

Эти подсчеты оказались верными — затраты на предприятии уменьшились на 15%. Это дало возможность элеватору — даже страшно вслух сказать — снизить цену на услугу сушки зерна. В наше-то время, при наших-то ценах на газ!

«Тарифы у нас среднерыночного диапазона, со смещением в более высокую сторону. Цены этого года, практически, остались на уровне прошлого года. Мы их не поднимали, по некоторым позициям мы цены даже скинули. В позиции сушки зерна мы скинули несколько гривен. Нам это выгодно, мы сохраняем свою рентабельность на уровне, который нас устраивает. А для клиента — это плюс, он получает снижение цены на услугу», — продолжает удивлять гендиректор элеватора.

Нужно отметить, что раньше элеватор «Агродар-Бар» работал исключительно с зерном собственной группы, однако на сегодняшний день количество давальческого зерна на предприятии составляет уже 15-20%. Из-за этого нынешний сезон для терминала станет рекордным. Партнеров привлекают к сотрудничеству качеством и скоростью обслуживания, а также ценовыми позициями.

Для того, чтобы обеспечить клиентам, да и себе тоже, гарантированную быструю поставку зерна в порт, элеватор в нынешнем году приобрел собственный локомотив.

«Как и все, в этом сезоне мы почувствовали проблемы с нехваткой вагонов. И где-то, возможно, даже из-за этого и недобрали зерна. Поэтому и приобрели маневровый локомотив. Для того, чтобы мы могли быть более мобильными в данной ситуации. Бывало такое, что мы день ждали локомотив. Бывали ситуации, когда локомотив разворачивался прямо от ворот элеватора, потому что у него наступало время пересменки. Или же ему нужно поехать в Жмеринку для дозаправки. Теперь же, в случае наличии порожняка на станции, мы гарантированно и без простоев отгружаемся», — рассказывает Роман Андрейкив.

Максимальный показатель ж/д отгрузки, которого элеватору удалось достичь — 70 вагонов в сутки. В среднем же, здесь могут отгружать по 43-50 вагонов. Предприятие также собирает маршруты.

Территория элеватора занимает 6 га. Мощности хранения составляют 50 тыс. т — 10 силосов по 6 тыс. кубометров. Но мы наблюдаем еще и полимерные рукава, в которых также находится зерно. Как объясняет нам наш сопровождающий, иногда на накопительных площадках в силобегах может храниться до 12 тыс. т дополнительно. Конечно же, мы сразу спрашиваем о мышах.

«Мышей, практически, нет. А вот вороны — это проблема. Но видите, в принципе, мешки целые. В прошлом сезоне была наибольшая активность ворон, когда они пробовали прорвать мешки. Но мы нашли способ их отвадить от зерна. Дело в том, что у нас на территории имеется система оповещения, и когда мы видели ворон на полимерных рукавах, то на всю громкость включали им … песню Дзидзьо «Я и Сара»! Вороны понимали, что мы свои, нормальные люди, и сразу же улетали», — откровенно смеется над нашим удивлением Роман Андрейкив. А потом мы хохочем вместе с ним.

Так что, дорогие наши элеватористы, вот вам еще один способ от «Агродар-Бар» отвадить нежелательных посетителей от зернохранилища. Проверенный :)

Мы уже собирались прощаться, когда Роман Богданович вдруг прислушался и спросил: «Слышите голос? Это наша Дора!». Оказывается, на терминале живет чудесный пес, породу которого многие из нас услыхали впервые — словацкий копов. Это такая удивительная порода собак, которая одновременно является и охотником, и сторожем. Конечно же, пройти мимо такого знакомства было невозможно, и мы решили сфотографировать Дору. Как оказалось, занятие это не из самых простых — поймать энергичную и дружелюбную егозу в объектив практически невозможно.

Дора

«Дора — наш драйвер! Когда, после активной работы в сезон, наступает затишье и становится немного грустно, Дора своими энергией и весельем заряжает нас позитивом!» — улыбается Роман Андрейкив.

В общем, уезжать нам не хотелось — уже были подарены и АгроЭкспедиционные подарочки, уже загорелись огни на силосах элеватора, уже даже все попрощались по второму кругу, а наговориться с интересным собеседником мы никак не могли. Но завтра нас ждут в Кировоградской области, и поэтому, еще раз поблагодарив хозяев и сфотографировав напоследок огни на элеваторе, наша АгроЭкспедиция все-таки отправилась в путь.

Огни элеватора